Музей архитектуры открыл «Двери Волхонки»

На выставке представлены экспонаты, показывающие старейший район столицы с новых сторон
Ольга Завьялова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

В Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева открылись экспозиции «Кварталы Волхонки» и «Двери Волхонки». Обе они стали частью проекта «Территория культуры», который во многом является исследовательским. Его главная цель — выявление культурного потенциала мегаполисов, а также предложение методов, которые помогут сделать город более комфортными и безопасными, а реставрационные работы — менее травматичными для исторического облика памятников архитектуры.

По мнению директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной, историческая часть столицы должна повернуться лицом к человеку.

— У нас нет ощущения, что среда центра Москвы дружелюбна к нам. А он — центр — сплошь и рядом состоит из уникальных исторических архитектурных памятников, объектов культуры. И этот фантастический культурный потенциал сегодня никак не используется, — отметила в беседе с «Известиями» Ирина Коробьина.

В рамках экспозиции «Кварталы Волхонки» представлен взгляд российских и зарубежных кураторов на решение ряда насущных проблем центра Москвы: в частности, избавления от автомобильных пробок, приспособления исторического центра столицы под нужды велосипедистов и пешеходов и др.

Эти концепции изложены в презентациях, которые составляют основную часть выставки. Только в одном зале наличествует «зрелищная» часть, включающая редкие экспонаты из коллекции Музея архитектуры. Среди них — эскизы нереализованных проектов Дворца Советов и гигантского музея Ленина, который должен был располагаться в непосредственной близости к ГМИИ имени Пушкина.

Выставка «Двери Волхонки» — более специализированное исследование облика старейшего района столицы. По словам одного из кураторов проекта Федерики Росси, «объекты малого масштаба — порталы и двери — могут многое рассказать об определенном месте».

— Двери Волхонки показывают историческую значимость этой территории. Тут расположены и военные ведомства, и главный кафедральный собор как Москвы, так и всей русской православной церкви. Двери Волхонки очень разнообразны по типологии. Материал для изучения есть — сохранилось множество старинных образцов, — подчеркнула куратор.

Створку одной из раритетных дверей в стиле неоренессанса зрители видят при входе в зал. Большинство же экспонатов — фотографии разных лет, по которым можно проследить судьбу той или иной двери от самого рождения (момента проектирования) — до настоящего времени.

Выставки продлятся до 21 июня.