Если результаты парламентских выборов в Ираке, прошедших 30 апреля, не приведут к улучшению положения курдов в стране, Эрбиль будет вынужден защитить себя. Об этом заявил 5 мая лидер Иракского Курдистана Масуд Барзани.
— Иракский Курдистан может наконец начать продавать нефть сам, не делясь с Багдадом, которому он сейчас отдает около 70% доходов, — пояснил Мустафа Эфмамед, эксперт Курдского центра в России. — То есть Барзани опять попытается реализовывать углеводороды напрямую, минуя Багдад. В таком случае центр останется без очень существенной части и без того скудных поступлений в бюджет.
Заявление курдского лидера еще больше обострило ситуацию в Ираке, страдающем на протяжении последнего десятилетия от американской оккупации, гражданской войны и межконфессиональных столкновений между суннитами, бывшими во власти во времена Саддама Хусейна, и пришедшими им на смену шиитами.
Как показывают предварительные результаты выборов, 51% избирателей (явка составила 60%) проголосовали за кандидатуру нынешнего премьер-министра Нури аль-Малики, считающегося ставленником шиитов.
Однако если он и выиграет, всё равно очень многих его кандидатура не устраивает, так что вряд ли третий срок аль-Малики поможет установлению мира в государстве. Причем среди недовольных не только курды.
— Хотя аль-Малики и прочат победу на иракских выборах, вряд ли он сумеет сформировать парламентское большинство сразу после выборов. Иракское общество разрозненно, есть множество общин и большое число лидеров, каждый из которых тянет в свою сторону, — говорит эксперт-востоковед Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.
Политика превентивного террора (эскадроны смерти), которую использовал аль-Малики, зачищая суннитов в Багдаде, также настроила против него большой слой населения.
В ответ на политику «деБААСификации» и действия эскадронов смерти была даже создана армия на базе суфийского ордена «Накшбандия». Главной ее целью стала защита от карательных рейдов. В армию вступило очень большое число иракцев, как суннитов, так и шиитов, хотя сам орден является суннитским. Теперь эта организация сама распространяет политическое насилие в стране, а также представляет очень значительную угрозу внутренней безопасности нынешней власти.
Но основной проблемой для правительства аль-Малики остается «Аль-Каида». Недаром премьер заявил, что борьба с терроризмом — его первостепенная задача.
В марте в Багдаде прошла антитеррористическая конференция, созванная по инициативе аль-Малики. В ней участвовали делегаты из более чем 40 стран, крупнейших международных организаций, представители ООН, СБ ООН, ЕС, Организации Исламской конференции, «Лиги арабских государств», Интерпола. В своей речи, посвященной причинам проведения конференции, аль-Малики, в частности, заявил, что «Аль-Каида» действует на территории большого количества стран, поэтому им необходимо как можно скорее объединиться и приложить совместные усилия для борьбы с терроризмом.
Но, несмотря на беспрецедентные меры безопасности, недалеко от здания, где проходила конференция, произошло два взрыва.
— Террористическая угроза — главное препятствие для урегулирования внутригосударственного кризиса. Дефицит управления, разлом общества, эскалация насилия — характерные черты современного иракского политического процесса. Недавно аль-Малики обратился за помощью к США, но те заняли позицию ни во что не вмешивающегося арбитра. После этого иракскому премьеру осталось лишь привлекать внимание мирового сообщества к проблеме исламистского террора. Это последняя и единственная возможность Багдада спасти свой режим от полного краха, — пояснил научный сотрудник Института востоковедения РАН Ильдар Миняжетдинов.
Таким образом даже выигравший выборы аль-Малики столкнется с угрозами «Аль-Каиды», боевыми суфиями из «Накшбандии», а теперь еще и с курдами, требующими снижения нефтяных выплат в бюджет.
Конечно, глава правительства может попытаться создать союз с другими политическими партиями, но вопрос о сепаратизме курдов останется так и не решенным.
— Мы наблюдаем продолжение вялотекущего распада Ирака с усиливающимся сепаратизмом курдов, противостоянием внутришиитского лагеря, жестким конфликтом суннитов с шиитами, арабов с курдами, а внутри суннитского лагеря противостояния шейхов племен, придерживающихся светской ориентации, и фанатиков из «Аль-Каиды», — считает президент института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Между тем, как заявил 2 мая лидер «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири, сейчас необходимо вернуть из Сирии боевиков террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» в Ирак, чтобы «удвоить там присутствие джихадистов».