Юрий Любимов пропускает репетиции «Школы жен» из-за здоровья

Премьеру оперы переносить не будут, даже если 96-летний режиссер не сможет увидеть свой спектакль
Ярослав Тимофеев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов

Премьера оперы «Школа жен» в постановке Юрия Любимова состоится в срок, даже если здоровье режиссера не позволит ему участвовать в работе. Об этом «Известиям» сообщил директор театра «Новая опера» Дмитрий Сибирцев.

— Сейчас Юрий Петрович у нас не появляется, но откладывать премьеру мы не будем. Режиссер Игорь Ушаков проводит репетиции, Дмитрий Юровский работает с оркестром и солистами, хореограф Анна Абалихина ставит танцы. После первомайских выходных начнется установка декораций. Мы надеемся, что Юрий Петрович приедет и сделает «последние мазки». Но если не приедет — всё будет идти, как идет, — пояснил Сибирцев.

96-летний Юрий Любимов не присутствует на репетициях из-за проблем со здоровьем. По этой же причине не было режиссера и на юбилейных торжествах, устроенных специально в его честь 23 апреля в Театре имени Вахтангова.

— На встречу с Юрием Петровичем приехали Сэйдзюн Судзуки, Анатолий Васильев и вообще вся режиссерская элита, — сообщил «Известиям» участник юбилейной конференции, автор оперы «Школа жен» Владимир Мартынов. — Но Любимову сейчас противопоказаны любые эмоции. Его состояние ухудшилась после известных событий 2011 года, по поводу которых он до сих пор переживает. Когда приблизился нынешний юбилей и вновь возник ажиотаж, у Юрия Петровича началось очередное обострение.

По словам Мартынова, супруга Любимова Каталин полностью изолировала мужа от контактов с внешним миром.

— Его покой тщательно оберегают, он находится буквально в безвоздушном колпаке. Каталин нужно памятник поставить: она отсидела с 12 часов дня до часу ночи на торжествах, всё блюла и всё донесет Юрию Петровичу в нужном виде, — заключил Мартынов.

28 апреля супруга Любимова сообщила директору «Новой оперы», что Юрий Петрович идет на поправку и может выйти на работу после праздничных дней. Но даже если до премьеры, назначенной на 20 мая, режиссер не появится в театре, «Школа жен» будет называться спектаклем Юрия Любимова.

— У нас в афише указаны главный режиссер-постановщик (Юрий Любимов) и просто режиссер-постановщик (Игорь Ушаков), — говорит Дмитрий Сибирцев. — Все мы прекрасно понимаем, что так же ставился и «Князь Игорь» в Большом театре. В любом случае «Школа жен» останется спектаклем Любимова: ведь он расписал практически каждый шаг. Сейчас Игорь выполняет ту черновую работу, которую Юрию Петровичу выполнять, может быть, и нет смысла.

«Школа жен» создается по заказу департамента культуры города Москвы. Помимо Мартынова и Любимова в коллектив соавторов спектакля входят художник-постановщик Борис Мессерер и художник по костюмам Рустам Хамдамов.

В 55-летней режиссерской карьере Юрия Любимова «Школа жен» — первый опыт постановки новой, специально написанной оперы. Вопреки общим ожиданиям и информации, ранее просочившейся в СМИ, «Школа жен» не имеет почти никакого отношения к одноименной пьесе Мольера.

— Как всегда у Юрия Петровича, это окрошка, — рассказал Владимир Мартынов. — Там «Спор греческих философов об изящном» Козьмы Пруткова, кое-что из Булгакова. Мольера совсем мало. Из «Школы жен», кажется, вообще ничего нет. Есть из «Мещанина во дворянстве». Чудовищное крошево.

Сюжет оперы внешне незамысловат. Знаменитая труппа Мольера ожидает прихода короля, который всё время задерживается. Мольер заставляет труппу репетировать различные сцены, начиная с диалога Пруткова. Актеры демонстрируют полную несостоятельность — по выражению Мартынова, они «в общем, свиньи». В конце концов король так и не приходит.

Патриарх Таганки не избегает намеков на свою неверную труппу. В тексте есть цитата из Томаса Манна: «Что за люди эти актеры? Да и люди ли они вообще?».