Итогом работы Marussia Motors стала продажа четырех автомобилей

Закрытие российской компании по производству спорткаров пока не отразится на деятельности команды «Формулы-1»
Эдвард Сержан
Фото: marussiamotors.ru

В начале этой недели стало известно о том, что амбициозный проект по разработке и производству первых российских спортивных автомобилей Marussia Motors прекратил свое существование.

Эта новость взбудоражила всех любителей автоспорта, однако болельщикам «Формулы-1» не стоит беспокоиться по поводу будущего одноименной команды, выступающей в «королевских гонках», по крайней мере до конца сезона.

Закрытие компании никак не повлияет на команду «Маруся». Дело в том, что уже некоторое время «конюшня» существует независимо от компании — производителя автомобилей, несмотря на то что фактически у них один владелец.

Бизнесмен Андрей Чеглаков, который владеет контрольным пакетом акций «Маруси», в 2007 году совместно с предпринимателем Ефимом Островским и актером и автогонщиком Николаем Фоменко основал компанию Marussia Motors.

Главной задачей этого проекта был вывод оригинального российского продукта на международный рынок. Компаньоны собирались создать современную спортивную машину премиум-класса и составить достойную конкуренцию лучшим зарубежным аналогам.

Для продвижения бренда в 2010 году на базе британской команды «Верджин» и была основана «Маруся». Сначала компания Marussia Motors была спонсором «Верджин», однако после покупки контрольного пакета акций россиянами, команда сменила название на «Маруся» и стала выступать под российским флагом.

До недавнего времени Фоменко, который также являлся президентом Marussia Motors, числился в команде «Формулы-1» в качестве директора инженерного департамента и занимался привлечением спонсоров и технических партнеров для гоночного коллектива. В интервью «Известиям» он следующим образом охарактеризовал проект:

— Мы показываем, что можно эффективно работать, имея небольшие деньги. Конечно, нам хочется, чтобы в России на нас все-таки обратили внимание и чтобы появились спонсоры, а может, и совладельцы компании. К тому же команда по большому счету выполнила все свои функции: мы открыли нужные двери и получили всё, что необходимо для развития бренда. Сейчас мы стараемся из последних сил, чтобы удержаться в «Формуле». Я хочу, чтобы бренд, который мы делаем, ассоциировался с нашей страной.

До поры до времени так и было, и у Фоменко все получалось, но в один прекрасный момент все пошло не так, как было запланировано, а ровно наоборот. Видимо, путям Marussia Motors и «Маруся» все-таки суждено было разойтись. «Маруся», несмотря на многочисленные финансовые проблемы, преследующие команду из года в год, с грехом пополам, но продолжает свое существование, тогда как история с производством российских спорткаров, судя по всему, канула в Лету.

Последней вехой в коллаборации компаний явились двигатели Cosworth, созданные инженерами Marussia Motors в сотрудничестве с англичанами. Этим моторами были оснащены и болиды «Верджин», и болиды «Маруси», также как и дорожные автомобили, выпускаемые российской компанией. Однако начиная с нынешнего сезона «королевских гонок» поставлять двигатели и коробки передач «Марусе» будет «Феррари».

Судьба Marussia Motors по-прежнему остается непонятной, поскольку никакой официальной информации относительно происходящего просто нет. Пока известно, что часть сотрудников компании была уволена без выплаты зарплаты за последние два месяца, а другая часть перешла под покровительство Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). В дальнейшем компания покинет производственные помещения на заводе холодильной техники «Снежинка» в Москве и будет базироваться в НАМИ.

— В лучшие годы коллектив сотрудников Marussia Motors насчитывал до 400 человек, — рассказал «Известиям» советник президента Российской автомобильной федерации (РАФ) Игорь Ермилин. — Еще неделю назад в компании было 50–60 человек, но потом все дизайнеры были освобождены от работы, а конструкторы перешли в НАМИ в связи с расширением штата. В этом плане для них опыт работы в Marussia Motors оказался позитивным. Оставшееся оборудование в данный момент реализуется, а потом всё, конец.

По мнению персонала, крах компании обусловлен отсутствием частных инвестиций за последний год, но ключевое значение сыграл тот факт, что Фоменко разошелся во взглядах с организаторами проекта «Кортеж», который предполагал создание автомобилей для политической элиты России. Производство этих моделей должно было начаться в 2018 году.

Однако источник, знакомый с ситуацией, рассказал «Известиям», что основная причина, по которой деятельность Marussia Motors была прекращена, кроется в действиях менеджмента компании. Если точнее, в нецелевом расходовании средств, выделяемых главным инвестором компании — Андреем Чеглаковым.

— Производство Marussia Motors было экспериментальным, — продолжил Ермилин. — Ручным трудом получалось делать порядка ста спортивных автомобилей в месяц. Продавались ли они? В общем, нет. Насколько я знаю, с номерными знаками числятся три машины и еще одна не зарегистрирована. Всё это очень грустно. На днях взглянул на машину в дизайн-центре и чуть не прослезился.

Что же касается перспектив команды «Маруся», то здесь всё также неоднозначно. На вопрос, сохранится ли российское присутствие, а также лицензия и название команды, Ермилин ответил, что всё будет зависеть от желания владельца компании, и допустил вариант с возможной продажей.

Подобного поворота событий исключать не стоит. По информации зарубежных СМИ, на «Марусю» имеет виды сербский бизнесмен Зоран Стефанович, который отказался от идеи создания новой команды «Формулы-1» и с ноября 2013 года ведет переговоры с нынешним руководством пока еще российской команды.

С планами Стефановича также связывают имя бразильского экс-пилота «Феррари» и двукратного вице-чемпиона «королевских гонок» (2002, 2004) Рубенса Баррикелло, завершившего карьеру в «Формуле-1» в 2011 году.

— «Маруся» всегда была российской условно. В прошлом году я был на базе команды по приглашению технического директора Пэта Симмонса. Там нет ни одного русскоговорящего человека. Были надежды в плане сотрудничества, в частности, приглашения отечественных конструкторов, но по факту ничего не получилось, — заключил Ермилин.

В данный момент «Маруся» находится на 10-м месте в Кубке конструкторов, опережая лишь извечных конкурентов из «Кэтерхэма» по количеству финишей. Пилоты команды — француз Жюль Бьянки и британец Макс Чилтон — не набрали ни одного очка.