Жители столичных домов престарелых, которые любят вязать, вырезать из дерева или печь, должны получить возможность продавать свои изделия, так как благодаря этому они будут чувствовать себя менее изолированными от общества. С таким предложением выступил Общественный совет при департаменте соцзащиты. Как рассказал «Известиям» руководитель департамента Владимир Петросян, вещи, сделанные руками пожилых людей, на первом этапе проекта могут быть переданы, к примеру, в сеть магазинов «Авоська», где продаются сумки, сделанные инвалидами. Варианты других площадок будут обсуждаться с департаментом торговли и услуг. По словам экспертов, проект может вполне вписаться в рынок, так как игрушки и сувениры в стиле хенд-мейд довольно популярны среди москвичей и продаются по высоким ценам.
2 апреля состоялось первое заседание Общественного совета при департаменте соцзащиты. Совет был создан в том числе для общественного контроля над учреждениями соцзащиты. От него поступило предложение дать жителям домов престарелых почувствовать, что они могут быть активными членами общества. В частности, если они любят заниматься рукоделием, но у них нет внуков, для которых они могут вязать и шить, они могли бы передавать вещи, сделанные своими руками, в магазины. Похожий проект в Москве существует: работает магазин «Авоськи», где продаются сумки, сделанные руками инвалидов. Эти же сумки продаются также в книжном «Библио-Глобус», в магазине игрушек «Понарошку» и интернет-магазине Ecoloft. Цена за одну авоську — до 760 рублей. В разработке дизайна авосек приняли участие известные российские модельеры Денис Симачев, Андрей Бартеньев и Максим Шаров.
Как рассказал Владимир Петросян, сейчас жители домов престарелых не имеют возможности что-либо продавать, но департамент будет работать над тем, чтобы ее предоставить.
— Можно было бы передавать вещи, которые вяжут бабушки, в тот же магазин «Авоськи», — сказал он.
Другие площадки для продажи также будут обсуждаться.
— Это могли бы быть не магазины, а небольшие павильоны с интересным названием вроде «Бабушкины пироги», — считает Владимир Петросян.
По мнению члена совета Гильдии маркетологов Николаса Коро, на рынке сейчас высоко ценится продукция ручной работы. Многие магазины хорошо продают игрушки, сувениры и одежду в стиле хенд-мейд.
— Для успешной реализации проекта нужно придумать «фишку», — уверен маркетолог. — Можно, например, сделать упор на модный сейчас винтаж или представить продукт как трендовый. Например, магазин «Авоськи» на Тверской пользуется популярностью, потому что его продукция является элементом хипстерской моды.
По мнению председателя совета московского отделения «Опоры России» Александра Жаркова, при определенных условиях бизнес будет рентабельным.
— Учитывая, что это социальный проект, думаю, власти смогут предоставить льготную аренду, — предположил Александр Жарков. — Я считаю, что вещи, изготовленные пожилыми людьми, должны продаваться дорого. Но при этом необходимо, чтобы организаторы бизнеса регулярно отчитывались о том, сколько удалось заработать и куда направлены финансы.
Также эксперт отметил, что разрешение на продажу выпечки и других продуктов будет трудно оформить. Список требований и ограничений Роспотребнадзора довольно велик, и проект с пирогами вряд ли окажется жизнеспособным.
По информации пресс-службы департамента, сейчас в Москве 12 учреждений для одиноких пожилых людей. В общей сложности там могут разместиться около 4 тыс. человек.
Они могут проводить свой досуг в тренажерных залах, бассейнах, бильярдных, фитобарах и музыкальных салонах, которые есть в этих пансионатах. По данным пресс-службы, пожилые люди «принимают активное участие в работе самодеятельных театров, студий ручного творчества, других кружках и клубах по интересам». Также они могут организованно выезжать на экскурсии, в театр или цирк.