«Мы проводим жизнь в гостиничной комнате, поэтому фестивали так нужны»

Скрипач Вадим Репин — о Транссибирском арт-фестивале и о том, как договориться о встрече с Николаем Луганским за три года
Ярослав Тимофеев
Фото: transsiberianfestival.com

Вадим Репин проводит первый в своей жизни крупный музыкальный форум. Уроженец Новосибирска, завоевавший скрипичный мир, поделился планами с корреспондентом «Известий».

— Почему фестиваль назван Транссибирским, ведь концерты планируются только в одном регионе?

— Во-первых, Новосибирск обязан своим существованием Транссибирской магистрали. А во-вторых, наши планы на будущее идут много дальше границ Новосибирской области. Но Новосибирск, являющийся центром магистрали, будет оставаться и центром нашего фестиваля. Меня с этим городом связывает всё: здесь я родился, здесь мой дом, здесь живет моя мама.

— Тематику «путей сообщения» фестиваль обыгрывать будет?

— Да. Выдающиеся артисты совершат не только географическое путешествие в Сибирь, но и путешествие музыкальное — а это то, чем мы занимаемся всю нашу жизнь. Ведь любое музыкальное сочинение — путь, который мы проходим не десять и не сто раз. Как человек, знающий все потайные уголки, показывает своим друзьям любимый город, так мы преподносим любимую музыку.

— Вы дадите мировую премьеру «Голосов скрипки» Беньямина Юсупова. Заказ композитору сделали вы лично?

— Да, но причиной заказа был Транссибирский фестиваль.

— Каков гонорар композитора — секрет?

— Гонорары у нас сопоставимы с другими фестивалями. Никто здесь не пытается что-то заполучить. С Юсуповым получилось особенно удачно, поскольку Филармонический оркестр Радио Франции тоже заинтересовался этим сочинением и мы сделали совместный заказ, поделив расходы на двоих.

— Вы решились организовать фестиваль из-за нового концертного зала, построенного в Новосибирске?

— Да, из-за него я дал окончательное согласие заняться фестивалем — этой огромной работой, которая занимает 70% моего времени.

— А откуда исходила идея?

— На протяжении 3–4 лет ко мне часто обращались директор филармонии, оркестра, коллеги-музыканты с пожеланием организовать фестиваль. Ведь все уже знают о ярких форумах в Иркутске, Казани, Перми. Но у меня не сходились звезды. А когда стало ясно, что концертный зал будет, когда я сыграл на первой акустической пробе, я решил, что теперь не стыдно приглашать самых знаменитых коллег выступить в этом зале.

— Понимаю, что вам трудно говорить объективно, но всё же — какая там акустика?

— Это не Сантори-холл в Токио. Но и не Дом музыки в Москве. Где-то посередине. Конечно, мне трудно непредвзято к нему относиться, но я проверил его возможности и в качестве артиста, и в качестве слушателя и могу сказать, что это нормальный, хороший зал. К нему еще нужно привыкнуть, тем более что там до сих пор ведутся работы.

— В организации фестиваля активно участвовал губернатор Василий Юрченко, недавно отрешенный от должности. Вы испытываете трудности в связи со сменой власти?

— Юрченко загорелся идеей фестиваля так же, как мы, и я очень благодарен ему за это. Что там случилось политически, не мне судить. Но по-человечески он всегда будет одним из зачинателей этой идеи. Трудностей мы не испытываем, на данный момент всё идет по плану.

— Новосибирская пресса озадачена планами провести в новом зале имени Арнольда Каца концерт Филиппа Киркорова. Какова ваша позиция?

— Надеюсь, что концерт Филиппа пройдет с большим успехом, и наши концерты — с неменьшим. Мое мнение таково: появился концертный зал, теперь нужно сделать так, чтобы он стал независимым, не висел на шее у филармонии и бюджета. Думаю, все-таки в симфоническом зале должна преобладать симфоническая музыка, но сделать 30 концертов оркестра в месяц невозможно. Сейчас такой период, когда нужно пройти через всё, чтобы выработать правильную политику. Судить еще рано. Через сезон-два станет ясно, что делать.

— Вы были одним из последних крупных российских музыкантов, остававшихся без именного фестиваля. Почему сегодняшним артистам недостаточно просто играть концерты? Почему их тянет к музыкально-общественной работе?

— Наша профессиональная жизнь довольно одинокая: мы проводим ее в гостиничной комнате. Например, чтобы встретиться и выступить с Николаем Луганским, нам обоим необходимо блокировать дату за 2–3 года. Наверное, поэтому нам нужен праздник, когда можно увидеть самых уважаемых и любимых коллег и вместе провести время.