Аронофски пригнал в Голливуд Ноев ковчег

Автор «Черного лебедя» переписал библейский миф в духе «Аватара» и «Трансформеров»
Сергей Уваров
Кадр из фильма «Ной»: kinopoisk.ru

В российский прокат выходит один из самых амбициозных фильмов года — «Ной» Даррена Аронофски. Автора «Реквиема по мечте» и «Черного лебедя» не остановили ни ожидаемые протесты верующих, остро реагирующих на любое прикосновение Голливуда к Священному Писанию, ни масштабы проекта.

Впрочем, самой главной сложностью было даже не изображение потопа (уж в подобных сценах Голливуд поднаторел), а создание истории, предшествовавшей собственно постройке ковчега: в Библии об этом ничего не сказано, равно как и о чувствах самого Ноя, а также его семьи. Эти прорехи Аронофски и решил восполнить. Получилось эффектно и голливудисто.

Начинается фильм от сотворения мира. Потомки Каина — сына Адама и первого братоубийцы — принесли зло. Другой же род — праведный — жил по заповедям Бога. От него и произошел Ной. Неправедный род стал добывать из земли некий загадочный материал, из которого получается огонь. Ной же пытается защитить землю.

Намек на золото и нефть понятен, и Аронофски даже не пугают откровенные параллели с «Аватаром», где весь конфликт также был из-за желания людей заполучить не принадлежащие им природные ресурсы. Дальше — больше. Потомки Каина не только против рода праведников, но и против ангелов, обреченных жить на Земле в каменном обличье. Когда каменные глыбы вырастают и начинают двигаться, вспоминаешь уже не Кэмерона, а Майкла Бэя с его «Трансформерами».

Аронофски, впрочем, эти каменные «трансфомеры» нужны не только для эффектных боевых сцен (куда ж без них!), но и для объяснения, как Ной смог построить гигантский ковчег. Библейская версия, что Ной жил более 900 лет, и из них 100 лет строил плавсредство, сценаристов не устраивает, поэтому у Аронофски роботоподобные ангелы в ударные сроки помогают праведнику закончить «стройку века», а после еще и защищают ковчег от атакующих его толп людей, надеющихся на спасение во время потопа.

У Ноя (Рассел Кроу) и его супруги (Дженнифер Коннелли) — трое сыновей и приемная дочь (Эмма Уотсон). Повзрослев, Ила становится девушкой старшего сына Ноя — Сима, а вот два других — Хам и Иафет — остаются без пары. Иафет — еще ребенок, а Хам — подросток, и отсутствие девушки его беспокоит ничуть не меньше, чем персонажей «Американского пирога». На этой почве Аронофски выстраивает конфликт отцов и детей, поскольку папа не спешит помочь среднему сыну.

У Илы с Симом — другая проблема: Ила не может иметь детей и вообще не проявляет интереса к интимной сфере. И здесь на помощь приходит дедушка Ноя — Мафусаил, его играет Энтони Хопкинс. Немножко магии в лучших традициях «Гарри Поттера» — и поклонники Эммы «Гермионы» Уотсон могут увидеть, как она рожает (без подробностей, разумеется). И именно Эмме Уотсон (точнее, ее персонажу) выпадает честь стать прародительницей всего современного человечества.

Описание всех этих перипетий, а также магия, трансформероподобные ангелы и полчища диких людей, добывающих чудо-руду, выглядят в контексте библейского мифа забавно и даже глуповато. И, пожалуй, сними фильм любой другой режиссер и сыграй в нем другие актеры, пародией бы это воспринималось и в кинозале. Но вот оно, чудо киноиллюзии: Ною и его семье действительно сопереживаешь, картины потопа по-настоящему впечатляют, а финальное «плодитесь и размножайтесь» на вершине горы вызывает религиозный трепет.

Хотя внутренний чертик нет-нет да и задаст злорадный вопрос: Ила — одна, а сыновей у Ноя — трое. Не перетрудится ли девушка?