Сделка со следствием вице-президента Росбанка не убедила прокуроров

Прокуратура не утвердила обвинительное заключение по делу бывшего вице-президента Росбанка Тамары Поляницыной о пособничестве в коммерческом подкупе и вернула дело на доследование
Андрей Гридасов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Динар Шакиров

Крупное поражение потерпели следователи по делу о коррупции в Росбанке, обвиняемыми по которому проходят экс-председатель правления банка Владимир Голубков и его подчиненная, бывший вице-президент Тамара Поляницына. Она заключила сделку со следствием и должна была первой отправиться на скамью подсудимых, однако прокуратура отказалась утверждать ее обвинительное заключение. Дело Поляницыной возвращено следствию, которое теперь должно объеденить его с основным делом. 26 марта Пресненский райсуд Москвы также отказал следствию в просьбе ограничить для Голубкова сроки ознакомления с материалами дела.

Еще в сентябре 2013 года все основные следственные действия по делу Тамары Поляницыной были завершены. Бывший старший вице-президент Росбанка обвинялась по ст. 33 и 204 УК («Пособничестве в коммерческом подкупе»), за что ей грозило до 12 лет лишения свободы и штраф до 50-кратного размера самого подкупа. Следователи считали, что она была активной участницей истории о вымогательстве денег у бизнесменов Татьяны и Андрея Ковалевых.

У СКР было достаточно улик против нее, поэтому она с первого дня сотрудничала со следствием, признала свою вину и дала показания на своего шефа. Дело Поляницыной выделили из основного. За помощь следствию она могла рассчитывать на более мягкое наказание — не превышающее двух третей максимального срока по ст. 204 УК.

Особый рассчет следователи делали на принцип преюдиции: если бы Поляницына получила в суде обвинительный приговор, то это бы означало фактически гарантированную виновность и самого Голубкова.

Поляницыну должны были осудить еще до конца 2013 года, однако планы следствия изменили прокуроры. Они отказались утверждать ее обвинительное заключение и вернули дело обратно. Формальная причина отказа пока неизвестна. Теперь СКР должен будет вновь объединить ее дело с основным.

В середине декабря 2013 года следствие предъявило Голубкову окончательное обвинение по ч. 3 ст. 204 УК. Всё расследование уместилось в 17 томов. Тогда же Голубков начал знакомиться с материалами, а следователи надеялись на то, что уже в январе 2014 года они направят уголовное дело в суд. Однако эти планы не сбылись до сих пор.

По мнению СКР, Голубков и его адвокаты слишком медленно читают материалы дела, поэтому следователи обратились в суд, чтобы ограничить их в сроках. Адвокаты Голубкова отвергали претензии следователей.

— Ограничения хотят ввести в ситуации, когда на это нет никаких объективных причин — все спокойно читают материалы дела. Я, например, просмотрел девять томов. На самом деле все эти ограничения никак не связаны с тем, кто и как читает. Следователь пытается уложиться в процессуальные сроки, которые ему назначило начальство, поэтому и спешит, — рассказал «Известиям» адвокат Тимофей Гриднев.

Пресненский райсуд Москвы, рассмотрев ходатайство следствия об ограничении Голубкова и его защитников по срокам ознакомления с материалами дела до 7 апреля, отклонил его.

Владимир Голубков был задержан 15 мая 2013 года в Москве. По версии следствия, глава Росбанка узнал о том, что один из заемщиков банка — столичное ООО «Авто-Престиж 1» (специализируется на сделках с недвижимостью) — ведет переговоры о реструктуризации своего долга перед банком. Гендиректором компании тогда была Татьяна Ковалева, а заместителем числился ее бывший супруг Андрей Ковалев. Бизнесмены хотели продлить срок погашения кредита, который они взяли в Росбанке в ноябре 2007 года, а также добиться снижения процентной ставки. По версии следствия, Голубков через Поляницыну пообещал бизнесменам смягчить условия кредита, но за это запросил крупный откат.

Первоначально Голубков был заключен под домашний арест. Однако в августе 2013 года Пресненский суд изменил для него меру пресечения, отправив в СИЗО. Поводом для этого стало ходатайство следователя, который считает, что Голубков не соблюдал условия домашнего ареста: общался с водителем и неизвестными людьми, нарушал правила дорожного движения. Всё известное следователям имущество экс-банкира на данный момент находится под арестом.