«Мысль о путешествии в прошлое меня интригует»

Режиссер Уэс Андерсон — об ушедших стилях в кино и жизни
Анна Сергиенко
Фото: REUTERS/Carlo Allegri

Режиссер, сценарист и актер Уэс Андерсон («Королевство полной луны», «Бесподобный мистер Фокс») — негласный любимец хипстеров всего мира. В России его ценят не только представители утонченной субкультуры. Последний фильм Андерсона — победитель Берлинале-2014 «Отель «Гранд Будапешт» с Райфом Файнсом в главной роли — за первые 8 дней проката заработал у нас 64 млн рублей и, судя по наплыву зрителей в кинотеатры, не собирается сбавлять обороты. О тонкостях стиля в кино и в жизни с режиссером побеседовала корреспондент «Известий».

— Как вы относитесь к хипстерской культуре и определяете ли вы себя как хипстера?

— Я не хочу давать себе каких-то определений. Обычно этот труд с энтузиазмом берут на себя окружающие. А что представляет собой хипстерская культура сегодня? Кажется, это слишком широкое понятие.

— Хипстеры любят большие очки, винтаж и много о себе думают.

— А, ну да. Знаете, Эдвард Нортон как-то сделал пародию в Saturday night live на фильм ужасов, который я бы мог снять. Перед этим он написал мне: «Если бы ты решил сделать хоррор, какое название бы ему дал?» И я долго думал — мы даже поговорили какое-то время об этом, как будто действительно собирались снимать такой фильм. Я предложил название, но они придумали свое, а после Эдвард почему-то попросил меня одолжить ему туфли — для выступления. Наверное, они какие-то особенные.

— Чем вы объясняете свой неизменный интерес к прошлому? Ведь даже в тех ваших фильмах, где действие происходит в настоящем, есть флер минувшего.

— Однажды в Париже, в рождественские каникулы, я зашел на ярмарку на Елисейских Полях. В одном из киосков можно было вбить в компьютер свой адрес и получить фотографию этого места, скажем, 50 или 100 лет назад. Такое вот путешествие во времени. Меня подобное всегда завораживало — оказаться в месте, которое ты хорошо знал когда-то, и посмотреть, как оно изменилось. Поскольку я очень много времени провел в Европе в последние 10 лет, меня интриговала мысль о воображаемом путешествии в прошлое. Так получился «Отель «Гранд Будапешт».

— Вы когда-нибудь позволите такой серьезной материи, как, скажем, политика, проникнуть в ваш кукольный мир?

— Я не согласен, что в «Отеле «Гранд Будапешт» совсем нет политики. Но я не хотел, чтобы фильм транслировал какую-то определенную идею. Я надеялся сделать кино, которое стало бы переживанием для зрителя, и старался, чтобы это переживание не было примитивным.

— А вам вообще знакомы сомнения? И как вы с ними справляетесь?

— Вот как раз сейчас я переживаю кризис. Я не знаю, каким будет мой следующий фильм. Несколько идей — вот и всё, что у меня есть. После каждого законченного фильма появляется этот проклятый вопрос — а будет ли следующий? Получится ли у меня придумать что-то новое или вот это и есть конец?

— Кажется, в таких случаях советуют «перезагрузить» себя.

— Это именно то, что я делаю после каждого фильма. Когда я начинаю новый проект, мне кажется, что он будет совсем другим. А потом неизменно слышу: «Этот Андерсон опять сделал кино в своем духе».

— Спасибо вам за очаровательное сказочное кино. Предполагаю, что история создания «Отеля «Гранд Будапешт» также должна быть весьма любопытной.

— Лет восемь назад мы с соавтором сценария начали разрабатывать историю про нашего общего приятеля. Плана у нас не было, сочиняли мы спонтанно. И придумали 20 минут истории, которая происходила в настоящем времени, но никак не могли решить, как развивать ее дальше. А потому просто отложили работу. В последующие годы я много читал Стефана Цвейга, которого прежде не знал, и совершенно влюбился в него. В итоге я решил попробовать объединить эти две истории — своего реального друга и идеи, возникшие после прочтения Цвейга.

После того как сценарий был готов, мы отправились на поиск натуры в длинный тур по Восточной Европе. Побывали в Венгрии, Австрии, Чехии, Польше, проехали всю Германию. Осмотрели все большие отели, но никак не могли найти то, что нужно, — всё слишком изменилось. В итоге мы нашли то, что искали — старинный универмаг в немецком городке Герлиц. Он и стал нашим отелем «Гранд Будапешт».

— Основное действие фильма происходит в 1930-е годы. Должно быть, вы пересматривали фильмы того времени.

— Эрнст Любич был для меня одним из источников вдохновения. Если Цвейг влиял на нас, пока создавался сценарий, то на съемках он уступил место американским фильмам 1930-х годов. Мне нравится думать об «Отеле «Гранд Будапешт» как о фильме 1930-х, который сделан американским режиссером в Восточной Европе. Вы знаете, подобных примеров в истории кино было немало — голливудские фильмы того времени снимали в Будапеште, Варшаве, Праге.

— Правда, что сценарий писался под Джонни Деппа?

— Я, конечно, давно хочу поработать с Джонни Деппом. В каждом фильме я расширяю пул своих актеров; в предыдущей ленте, «Королевство полной луны», из новеньких были Тильда Суинтон, Эдвард Нортон, Фрэнсис МакДормард и Брюс Уиллис. Некоторые из них перешли в этот фильм, и здесь к ним добавились Мюррей Абрахам, Джуд Лоу.

А фильм изначально задумывался под Рэйфа Файнса. Без сомнения, Джонни Депп может сыграть что угодно, но мне было важно, что Рэйф — англичанин, даже если его герой родом из воображаемой республики Зубровка. Мы хотели, чтобы герой говорил, как англичанин. И еще я знал, что Рэйфа не испугают длинные пассажи, которые должен произносить его герой.

— В вашем фильм снялись 17 блестящих актеров, и некоторые из них появляются буквально на несколько секунд, как, например, Оуэн Уилсон. Как артисты реагируют, когда вы предлагаете им такие маленькие роли?

— Такие маленькие и плохие роли (смеется). Вы правы в том, что Оуэн не был нам так уж необходим. Наверное, это перебор, представьте, сколько времени ему потребовалось, чтобы доехать до съемочной площадки в Европе. Но мне просто нравится задействовать определенных актеров, если у меня есть такая возможность. Кстати, у меня очень мало фильмов, в которых Оуэн не снимался.

Что касается остальных исполнителей, то иногда я думаю о романах Диккенса как о системе координат. Можно сказать, я пытаюсь имитировать его метод. У Диккенса есть злодеи всех мастей и карикатурные персонажи, но все они при этом живые люди. Диккенс наделяет их душевной глубиной, хотя на первый взгляд их характеры несколько схематичны. По этому пути пошли и мы. А еще иногда я думаю, что это правильно для режиссера — иметь свой пул актеров. Мне нравится думать о них как о семье.