В Георгиевском зале Кремля президент России Владимир Путин огласил обращение Федеральному собранию в связи с результатами референдума в Крыму. Выслушать президента съехались депутаты, министры, сенаторы, известные политики, деятели культуры, главы российских регионов, лидеры основных религиозных конфессий и даже представитель байкерского сообщества в кожаной безрукавке. Причем у большинства из них на лицах читалось предвкушение праздника, почти все гости пришли с георгиевскими ленточками.
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов прибыл на костылях — не стал пропускать историческое событие.
Присутствие внушительной делегации крымчан — почти все депутаты республиканского парламента — добавляло уверенности в том, что решение которое будет принято президентом будет судьбоносным. Сами крымские законодатели уверены в правильности решения вернуться в Россию.
— Мы ничего не боимся, и все эти 23 года не боялись! — говорит депутат госсовета Владимир Лычиков и тут же уверенно добавляет. — В Совет Федерации пошлем двух сенаторов.
Референдум в Крымской Республике и Севастополе показал колоссальную явку и запредельный процент проголосовавших за переход в состав Российской Федерации. В российском Центризбиркоме уверены: никаких подтасовок не было.
— Реальная высокая явка. Референдум в Крыму лучше, чем последние выборы в германский бундестаг и выборы президента США, — заявил «Известиям» председатель Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров. — Мы отправили 10 глав региональных избирательных комиссий в Крым в качестве международных наблюдателей, они осмотрели десятки участков, серьезных замечаний ни у кого нет.
Все разговоры в кулуарах были посвящены одной теме — Крыму. Заговорили даже те, кто почти всегда игнорирует прессу: помощник президента Владислав Сурков и руководитель Службы внешней разведки Михаил Фрадков.
— Санкции — это номинация на политический «Оскар». Я получил приз и непрямое признание правильности действий, — отметил Владислав Сурков.
— А как же ваша любовь к Западу? — спрашивали журналисты.
— Всё здесь. Европа помещается, — не без грусти сказал Сурков и показал пальцем на свою голову.
— Уверен, всё в порядке будет, Крым, возможно, посещу, — сказал Михаил Фрадков.
У министра спорта Виталия Мутко своя головная боль, что делать с футбольными клубами «Таврия» (Симферополь) и «Севастополь».
— Мы умные, что-нибудь придумаем, — заявил спортивный чиновник.
Были среди приглашенных и те, кто не разделяет мнения о том, что Крым нужно присоединять к России. Депутат Госдумы Илья Пономарев пришел в Кремль тоже с ленточкой, но не с георгиевской, а с красной.
— Признать Крым было достаточно. А включение его в состав России — это нарушение договоренностей с Украиной. Кто будет взаимодействовать со страной, которая нарушает заключенные договоренности? — пояснил свою позицию Илья Пономарев.
В Георгиевском зале мэр Севастополя Алексей Чалый, председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов и глава крымского кабмина Сергей Аксенов сидели в первом ряду между премьер-министром Дмитрием Медведевым и председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Крымчане заметно волновались, Чалый был верен себе и пришел без пиджака в простом черном свитере.
— Граждане России, жители Крыма и Севастополя! — начал речь Владимир Путин и тут же был прерван залом, который дружно встал, многие аплодировали и кричали «Россия!».
Свое обращение Владимир Путин начал с экскурса в историю Крыма. Глава государства сразу затронул тонкую тему коренного крымско-татарского меньшинства.
— Был период, когда к крымским татарам была проявлена жестокая несправедливость. Тогда от репрессий пострадало множество народов, в том числе и русские. Должны быть приняты все решения, которые завершат процесс реабилитации крымско-татарского народа. Это общий дом, будет правильно, если в Крыму будет три государственных языка: русский, украинский, крымско-татарский, — предложил Путин.
По мнению президента, неоднократно по отношению к крымчанам производились несправедливые действия.
— Большевики по разным причинам отдали союзной Украине территории с русским населением, Бог им судья, теперь это юго-восток современной Украины. Отдали в 1954 году и Крым, а заодно и Севастополь, который имел союзный статус. Чем руководствовался глава КПСС Никита Хрущев? Хотел найти расположение среди украинской номенклатуры или просил прощения за репрессии на Украине в 1930-е, которыми руководил? У крымчан разрешения не спросили. Не спросили мнения жителей Крыма и при развале СССР. Вопрос решили кулуарно, междусобойчиком. Потом Россия почувствовала, что ее не просто обманули, а обокрали. Россия проглотила обиду, но люди не могли смириться. В результате развала Советского Союза русский народ стал самым разделенным народом в мире, — размышлял президент.
Путин вновь заметил, что понимает украинцев, вышедших на майдан.
— За годы самостийности, независимости власть их просто достала. Власть не интересовало, как живут простые люди. Хорошо понимаю тех, кто с мирными лозунгами вышел на майдан. Но разговаривать не с кем, легитимной власти нет, ничего не контролируют, порой находятся под колпаком радикалов майдана. Начались репрессии. Мы не могли не откликнуться на просьбу крымчан, иначе это было бы просто предательство. Нужно было помощь — организовать условия для мирного голосования, — подчеркнул глава государства.
Уверенно и в меру жестко Владимир Путин прокомментировал реакцию Запада на действия России относительно Крыма.
— Нам говорят, что мы нарушили международные правила. Во-первых, хорошо, что они вспомнили, что есть международные права, и на том спасибо, лучше поздно, чем никогда. Декларации о независимости могут, и так часто бывает, нарушать законодательство государства. Они — западные партнеры — это сами написали, раструбили на весь мир, нагнули всех, а теперь возмущаются. Нам объясняют, что в Косово другая ситуация, там были человеческие жертвы. Но разве это юридический аргумент? Нельзя же всё так грубо подверстывать под свои интересы. Скажу прямо, если бы местные силы самообороны Крыма не взяли ситуацию под контроль, там тоже могли быть жертвы. Хочу поблагодарить тех военных Украины, а это контингент в 22 тыс. в Крыму, которые не пошли на вооруженный конфликт и не запятнали себя кровью, — сказал президент.
Владимир Путин заверил, что Россия не будет претендовать на другие территории Украины, и призвал всех партнеров смириться с тем, что российское государство будет отстаивать свои интересы. Под шквал оваций президент объявил о том, что вносит в парламент законопроект о присоединении к России Севастополя и Крыма в качестве двух субъектов федерации.
Через несколько минут под торжественную музыку солдаты президентского полка в исторической форме внесли в зал флаги России, республики Крым и города Севастополя. Президент Владимир Путин, мэр Севастополя Алексей Чалый, председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов и глава кабмина Крыма Сергей Аксенов подписали договор о присоединении к Российской Федерации. Крым будет республикой, а Севастополь — городом федерального значения. Эмоции зашкаливали, зазвучал государственный гимн России, вице-премьер Ольга Голодец с трудом сдерживала слезы.
Президент России и приехавшее руководство Крыма и Севастополя отправились на обед, чтобы в неформальной обстановке обсудить процесс объединения. Чиновники, депутаты и главы регионов в приподнятом настроении покидали Кремль.
— А если кистинцы (этническая группа чеченцев, столетиями проживающая в Грузии. — «Известия») захотят воссоединиться с исторической Родиной? Что делать? — поинтересовался корреспондент «Известий» у главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова.
— Политические вопросы задаете, тут руководство страны должно решать, но волю народа уважаем, — ответил Рамзан Кадыров.
Глава Духовного управления мусульман Европейской части России Равиль Гайнутдин заверил, что никакого крымско-татарского вопроса нет.
— Мы всегда были в отличных отношениях с Духовным управлением мусульман Крыма. Поверьте, там далеко не все настроены против России. И мы будем убеждать единоверцев, что с Россией хорошо, теперь народ полностью реабилитируют, — сказал «Известиям» Равиль Гайнутдин.
Посмеялся над санкциям ЕС и США вице-премьер Дмитрий Рогозин.
— Они же знают, какой у меня уровень допуска. Я не могу иметь никакой недвижимости, никак. Помимо того что я патриот, я не идиот, — сказал вице-премьер.
— Не боитесь проблем с поставкой двигателей для вертолетов с украинского завода «Мотор-Сич»? — поинтересовались у Рогозина «Известия».
— Это все-таки частная фирма, — заметил Дмитрий Рогозин.
— Придет пара сотен самообороны майдана, заставят прекратить поставки России, — предположил корреспондент.
— Согласен, там произойти может всё что угодно. Но ведь это убыток для компании, они перестанут существовать, а мы выкрутимся, — выразил уверенность Рогозин.
Президент России часто совершает рабочие поездки по разным регионам России. «Известия» поинтересовались у пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова, ожидается ли в обозримом будущем посещение новых субъектов федерации.
— Неизвестно, — коротко ответил Дмитрий Песков.
Но повод для поездки скоро представится — 9 мая в Севастополе будут праздновать 70-летие со дня освобождения города от немецких захватчиков.
Член экспертного совета Института социально-политических исследований Алексей Зудин рассказал «Известиям», что это послание было одним из лучших в истории.
— Я себе руки отбил, аплодируя. Я был на нескольких посланиях президента, ничего подобного я не помню. И как вставал зал, и как кричали, и как аплодировали. Это были не просто представители элиты, это были российские граждане, которые вели себя целесообразно масштабности и значимости того, что происходило на их глазах, — говорит он.
Он также особо отметил, что настроение и поведение зала полностью соответствовали тем результатам, которые совсем недавно были обнародованы ВЦИОМом: согласно им, больше 90% населения выступили за единство с Крымом.
— Стремление к воссоединению огромное, и этот процесс, несмотря на внешнее противодействие и угрозы, воспринимается как праздник, — добавил он.
Праздником этот день называет и член президиума Совета при президенте по правам человека Иосиф Дискин.
— Президент Путин оправдал исторические надежды многих россиян. Он очень точно выстроил свое выступление, это чувствовалось в зале, — отметил Дискин. — Он четко всё обосновал. 97% жителей Крыма поддержали возвращение в состав России. Отражением их воли стало подписание международных договоров.