Факт налицо: в последние пять лет ряды переселенцев из города в деревню значительно пополнились. Как в свое время Толстой и Чехов, наши современники стремятся уехать подальше от перенаселенных кварталов, вечной суеты города, грязи, неразберихи, бегут из каменных мешков на лоно природы, чтобы обрести душевное равновесие и комфорт.
Только домик в деревне уже не тот, что был сто лет назад. Проектировщики ультрасовременных загородных домов часто руководствуются стремлением хозяев быть ближе к природе и жить в полной гармонии с ней.
Нередко такие строения возводятся без железобетонного каркаса, цемента и без единого кирпича; несущие стены строятся из блоков прессованной соломы. Такой дом очень хорошо сохраняет тепло, недаром наши предки тоже активно использовали солому для домостроения. Горит, правда, быстро и ярко, да и вес у домика небольшой — более или менее сильный порыв ветра способен поднять его в воздух. Во избежание несчастных случаев соломенные плиты пропитывают специальными негорючими составами, защищающими от гниения и насекомых, но все равно такая постройка не переживет торнадо или землетрясения. Зато в ней будет тепло даже самой холодной зимой. Это подтверждает опыт Воронежской области, где строится целый поселок из таких домов — одна из первых в России экодеревня.
Зачастую обыватели под экодеревней подразумевают ряд «избушек на курьих ножках» из дерева и соломы. На самом деле все намного сложнее, объяснил «Известиям» Максим Гришин, руководитель подразделения «Поликарбонаты» компании «Байер», член правления российского Совета по экологическому строительству: «Экодом — понятие красивое, модное, но не совсем, наверное, правильное. Сегодня в ходу более точное название — энергоэффективный дом, то есть здание со сниженным энергопотреблением и минимальным влиянием на окружающую среду».
Российский пример современного дома — Vesta Mak House, построенный как раз в Воронежской области частным инвестором для собственных нужд, где активно использовалось ноу-хау «Байера» в строительной области. Стоит постройка не больше, чем обычный дом, а энергии тратит на 40–60% меньше. Площадь дома — 300 кв. м, 60% поверхности — остекление. Проектом предусмотрены трехслойные стеклопакеты, светодиодное освещение и система рекуперации воздуха. Изоляция дома выполнена из пенополиизоцианурата, на южной части кровли располагаются солнечные панели. Согласно расчетам, 60% энергии в Vesta Mak House поступает из восполняемых источников энергии. Плановые энергозатраты на отопление 1 кв. м — 30 кВт в год. В июле, августе и сентябре они будут равны нулю. Для сравнения: затраты энергии на отопление 1 кв. м средней квартиры в многоэтажном доме могут достигать 150 кВт в год.
Ни один дом не получится без правильного расчета, только грамотное сочетание технологий и тщательное взвешивание ожиданий и возможностей в одном проекте позволят построить энергоэффективный дом. Житель Волгограда Роман Себекин много лет просчитывал, как сэкономить на постройке загородного дома, и решил использовать то, что никому не нужно: «Я обратил внимание на блоки, которые производятся из пластикового мусора, — они дешевы, прочны, на них не растет плесень, в них не заводятся насекомые, они сохраняют тепло, да и сама идея цивилизованного применения отходов очень важна для меня. Можете считать это моей гражданской позицией!»
Интересно, что в Великобритании этот способ утилизации пластика давно поставлен на поток. Екатерина Абель, специалист по инновационным материалам и технологиям завода «Техкомпозит», уверяет в целесообразности развития этой отрасли производства стройматериалов: «Прессованные термополимерные блоки считаются хорошей альтернативой бетону, они обладают огнестойкостью, водонепроницаемостью, устойчивы к гниению и, что очень важно, полностью подлежат последующей переработке».
Тщательного проектирования требуют канализация и водоснабжение (если, конечно, прокладывать их по последнему слову науки и техники). Сегодня при строительстве отдельных домов и целых районов активно используется система отведения, сбора и использования дождевых осадков, дополненная абсорбирующими колодцами и защитой из геотекстиля. К колодцу подводится отдельная система канализации, насосы закачивают воду в систему ирригации участка, сливные бачки туалетов, в гараж для мойки автомобиля и даже могут использоваться для стирки белья в стиральных машинах.
«Я был удивлен: оказывается, в нашей полосе осадков выпадает гораздо больше, чем необходимо для хозяйственных нужд», — отметил Виталий Шмидт, бизнесмен из Екатеринбурга, владелец загородного дома с системой аккумулирования дождевой влаги. Это определяет необходимость установки дополнительной системы фильтров для очистки воды и применения ее для купания, водопоя домашних животных и даже, возможно, питья. Только нужно учесть, что зимой эта система отключается и требует дополнительного ухода из-за низких температур.
Бюджет строительства соломенного дома — около 250 тыс. рублей. Правильный расчет позволит обойтись не только без котельной, но и без кондиционера, достаточно учитывать систему естественной вентиляции помещений: теплые потоки непрерывно поступают вверх, уступая место охлажденным в нижней части дома. В стенах пробиваются специальные каналы для воздухообмена, монтаж обходится очень недорого, энергию они не потребляют. «Естественную вентиляцию в домах предпочитают жители теплых стран: Болгарии, Румынии, Черногории, Венгрии, а также Краснодарского края России и других регионов, где нет холодной зимы с сильными ветрами, потому что природная циркуляция воздуха способствует дополнительному охлаждению помещения и может потребовать более интенсивного обогрева», — рассказала Ольга Алексеева, менеджер по продаже загородной недвижимости.
Американские архитекторы пошли дальше, оснастив частное соломенное строение собственной ветряной мельницей, солнечной батареей и системой компостирования. Это позволяет использовать по назначению энергию солнца, ветра и гниения растительного сырья — вполне достаточно, чтобы не замерзнуть.