Депутат Госдумы Владимир Гутенев («Единая Россия») подготовил и вносит законопроект «Об обороте отдельных видов критических изделий и материалов», который сможет поставить заслон перед контрафактными и устаревшими деталями военной и гражданской продукции, применяемой на транспорте, промышленности и в энергетике.
В законодательстве РФ до настоящего момента не определены механизмы осуществления такого контроля.
Законопроект определяет сферу его применения, дает определение основным понятиям (например, что такое критическое изделие и чем отличается фальсифицированное от контрафактного). За нарушение закона предлагается установить административную, а в некоторых случаях уголовную ответственность.
Как говорится в пояснительной записке, законопроект необходим для снижения риска техногенных катастроф. По мнению парламентария, Ростехнадзор мог бы стать органом, который сформирует систему контроля за оборотом критически важных изделий, выработает единые правила.
Документ обязует каждое ведомство, госкорпорацию и компанию с госучастием составить свой список критических деталей, на которые будет наноситься несмываемая маркировка. Она может быть нанесена различными способами: радиочастотные метки, лазерное штрихкодирование, микрочипы. Головное ведомство создаст федеральный список таких деталей.
— Очень важно, чтобы метка сохранялась на всем этапе жизни продукции. Независимо от того, в каких условиях она эксплуатируется, и главное — чтобы этот код мог быть считан машиной, — заявил Гутенев.
По словам автора законопроекта, это делается для того, чтобы в любой момент можно было отследить, на каком предприятии деталь была изготовлена, какой у нее срок службы.
Как пояснил Гутенев, Россия в этом вопросе отстала от США на двадцать с лишним лет, где действует такой контроль и маркировка нанесена на более чем 100 млн различных деталей.
— Мы, конечно, запоздали, но зато теперь можем воспользоваться чужими решениями. Те же США прошли долгий путь проб и ошибок, использовали огромное число способов нанесения маркировки. А мы можем сразу взять лучшие технологии, это обойдется значительно дешевле, — уверен он.
В документе указано, что реализация законопроекта потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. По мнению члена Общественной палаты Иосифа Дискина, эти затраты могут быть оправданы.
— Технически реализовать введение маркировки не очень сложно. И это будет дешевле, чем платить за последствия техногенных катастроф, — уверен Дискин.
Как пример он вспоминает бракованные пиропатроны баллистической ракеты «Булава», из-за которых она не была запущена в 2009 году с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской».
— Инновационная маркировка уже опробована в «Росатоме», РЖД и в оборонных отраслях, — говорит Дискин.
В Минпромторге «Известиям» не удалось получить оперативный комментарий, а в Ростехнадзоре ответили, что, если законопроект будет принят и правительство поручит ведомству внедрять маркировку, они готовы этим заняться.