Север ждет дорог

География по-прежнему влияет на качество транспортных перевозок
Дмитрий Кровяков,
Фото: Интерпресс/PhotoXPress.ru

Развитая логистика — хорошее подспорье для уменьшения конечной стоимости товара. К сожалению, далеко не все регионы нашей страны могут похвастаться наличием современной транспортной инфраструктуры. Судя по известным словам классика, дороги так и остаются нашей бедой, не исключая железнодорожный и авиационный транспорт. В особенности в удаленных регионах.

Основные причины пло­хого развития логистики в России — суровый климат и удаленность многих объектов от административных центров. По оценкам экспертов, из-за неразвитости транспортной инфраструктуры экономика страны ежегодно недополучает не менее 3% ВВП. Львиная доля проблем приходится на наши северные территории. Получается замкнутый круг: с одной стороны, эти регионы, как правило, богаты полезными ископаемыми, что дает перспективу развития промышленности, с другой — населенность этих мест, которая не превышает пяти человек на кв. км, не отвечает экономическим амбициям.

Начнем с наименее проблемной области логистики — авиаперевозок. Для многих отдаленных регионов авиация — единственный постоянно доступный способ доставки товаров. Перевозки по северной части нашей страны дороги, длительны, а зачастую и нерентабельны. Поэтому мелкие грузоперевозчики там попросту не появляются, поскольку не выдерживают конкуренции с крупными компаниями, которые иногда могут позволить себе работать в убыток. И даже поддержка государства не в состоянии полноценно разрулить эту ситуацию.

Хотя господдержка жизненно необходима для развития авиации в отдаленных регионах страны. Заметим, что государство не закрывает глаза на происходящее. Александр Нерадько, глава Федерального агентства воздушного транспорта, заверил, что средства на эти цели заложены в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Например, до 2018 года в Якутии будет построено и реконструировано 15 аэропортов, на эти цели запланировано порядка 26 млрд рублей. Конечно, это шаг вперед, учитывая, что сегодня на Крайнем Севере и в Восточной Сибири используется не более 25% когда-то исправно функционировавших аэропортов.

Если говорить о железнодорожной отрасли, то на первый взгляд ее развитие идет семимильными шагами. Строятся новые пути, модернизируются станции. Однако качество перевозок продолжает топтаться на месте, а цены год от года растут. От компании — монополиста рынка можно было бы ожидать более существенного скачка, но пока РЖД не показывают весь свой потенциал.

В целом зона покрытия российской железнодорожной системы практически полностью удовлетворяет потребности как жителей, так и бизнеса. А за бортом, в основном опять же из-за нерентабельности, остаются только социально значимые перевозки в отдаленных регионах. До сих пор на Севере нет железнодорожной связи со многими крупными административными центрами. К примеру, даже Ханты-Мансийск — административный центр ХМАО — не имеет с материком железнодорожного сообщения. Стоит, правда, отметить, что участок железной дороги Салым — Ханты-Мансийск протяженностью 200 км, включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Ориентировочно работы должны начаться в 2016 году.

Про автодороги в России можно слагать легенды: в центре их перекладывают чуть ли не ежегодно, а отдаленные регионы могут вообще не иметь доступа к цивилизованным магистралям. В настоящее время многие отдаленные регионы доступны только в периоды действия зимников, то есть всего три-четыре месяца в году. Но уйти от зимников в ближайшее время нам не удастся. В северных регионах они составляют сегодня более 60% путей сообщения автотранспорта. В среднем длина зимников может варьироваться от 200 до 400 км. Бывают же и совсем длинные перевозки — свыше 1000 км.

Такие города, как Нарьян-Мар, Салехард, Норильск, Мирный, и многие другие вообще не имеют регулярного автосообщения, доставить грузы до них можно только по зимникам, в период навигации — по рекам или с помощью ледокольной проводки. И это несмотря на то, что эти регионы активно развиваются, там идет геологоразведка, работают промышленные предприятия, ведется нефте- и газодобыча.

Справедливости ради следует отметить, что положительные эпизоды в развитии транспортной инфраструктуры на Севере все-таки есть. Например, дорога в Карелии, из Петрозаводска до Мурманска. Ее строительством занимались финны, полагаясь на собственные технологии. Дорога получилась отличная, а самое главное — «пережив» уже почти три зимы, она до сих пор как новая!