В Москве и области появятся специальные дома, в которых бывшие наркоманы, освободившиеся от зависимости, смогут адаптироваться к новой жизни. Таким образом в столице применят опыт в этой сфере США и Германии. Об этом «Известиям» рассказал член совместной рабочей группы Государственного антинаркотического комитета и Русской православной церкви Роман Прищенко. Церковь совместно с общественными организациями и врачами-наркологами разработала многоступенчатую программу, куда войдут и временные дома для реабилитации людей, отказавшихся от наркотиков, но еще остающихся в группе риска. Реализация программы рассчитана на три года.
— Москва и Подмосковье должны стать пилотным регионом, где будет воплощена многоступенчатая система помощи людям, зависимым от наркотиков, для того чтобы потом система по аналогии заработала бы в каждом регионе страны, — объяснил Прищенко. — Подобная практика, когда для лечения наркозависимых используется не только стационар больницы или специального центра, но и вспомогательные структуры, успешно используется в США и Германии. Так, система подразумевает структуру для первичной консультации, мотивации на лечение, непосредственно место лечения и отдельно структуру для адаптации уже отказавшихся от наркотиков людей к привычной жизни в обществе.
По его словам, для последнего этапа должны быть созданы специальные дома или квартиры: днем человек живет обычной жизнью в социуме, но вечером возвращается в эту квартиру, так называемый «дом на полпути», где он встречается с такими же как он, обсуждает свои успехи и неудачи, произошедшие за день, находит поддержку. Это помогает бывшему наркозависимому не сорваться, оставшись без поддержки и опеки, и постепенно вернуться к нормальной жизни. В такой квартире человек может провести до года, в Германии был случай, когда человек прожил в квартире около 10 лет, прежде чем вернулся к обычной жизни.
По словам профессора психиатрии Михаила Виноградова, алкогольная и наркотическая зависимость не может быть вылечена лишь медикаментозным способом и психотерапией, для сохранения результатов лечения пациенту крайне важно удержаться от соблазнов попробовать алкоголь и наркотики снова, что крайне тяжело в привычном окружении, куда он возвращается после стационара.
— Такая система реабилитации, как «дома на полпути», давно реализуется в США и уже доказала свою эффективность, — рассказал психотерапевт. — Там уже существуют целые поселения, где бывшие наркозависимые живут с семьями, вдали от того, как правило, неблагополучного общества, которое может их вновь затянуть. Прожить в адаптационной квартире человеку необходимо не менее полугода — а дальше уже зависит от особенностей каждого конкретного пациента.
Психотерапевт отметил, что иногда и сами родные пациента способствуют тому, что зависимость возвращается к человеку.
— Когда я еще работал в наркодиспансере, было несколько случаев, когда излечившегося пациента через короткое время родственники привозили с рецидивом, и на вопрос — как это произошло? — отвечали, что выпили все вместе по случаю Дня рождения или Нового года. К сожалению, часто родственники действительно не понимают, почему всей семьей они не могут выпить «по чуть-чуть» в честь праздника, и что это сводит любое лечение на нет. Поэтому часто необходимо изолировать человека даже от семьи.
В то же время доктор медицинских наук, профессор Высшей школы экономики Кирилл Данишевский опасается, что православная тематика может подойти не всем наркозависимым.
— Помочь тому, кто не хочет лечиться добровольно, — невозможно, — отметил профессор. — И с этим могут возникнуть проблемы. Неизвестно, сколько людей после лечения захотят переехать в специальную квартиру. Из тех, кто принимал тяжелые наркотики и решился лечиться, возвращаются к нормальной жизни только 5% из всех пациентов. Но это не значит, что за эти проценты не нужно бороться, это делать нужно обязательно. Хотя православие подойдет не всем — можно делать подобные центры с другими тематиками, при поддержке организаций других религий. С другой стороны, бывшим наркозависимым очень важно найти что-то новое взамен наркотиков: экстремальный спорт, религия, общественная деятельность. Для этих людей очень важно, чтобы к ним относились как к части общества, а не как к аутсайдерам, и рядом были те, кто верит в их выздоровление.