Президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе рассказала о самой большой по количеству участников и географическому обхвату любительской гонке «Лыжня России», популяризации лыжного спорта в стране и возрасте, в котором следует отдавать детей в секцию.
— Есть ли связь между любительской «Лыжней России» и профессиональным спортом? Может быть, преемственность?
— Я считаю, что есть. Некоторые участвуют в соревнованиях всей семьей. Для них это что-то вроде отдыха — после того как покатаются, жарят на месте шашлыки. Но когда участвуют известные спортсмены из прошлого, интерес многократно увеличивается. К сожалению, в этом году на «Лыжне России» великие спортсмены не будут представлены в должном количестве — практически все брошены на Олимпийские игры.
— Существует ли возможность как-то премировать победителей соревнований, например, дать возможность потренироваться с основной сборной?
— Это хорошая идея, кстати. Собрать призеров из каждого региона, только не профессиональных спортсменов. В Подмосковье, например, выигрывают настоящие спортсмены — люди, которые не попали на чемпионат мира или Олимпийские игры. Они приезжают и трудятся, разумеется, не за премиальные.
— Что для вас означает «Лыжня России» — популяризация спорта или физкультура?
— Конечно, в первую очередь это физкультура, но в какой-то мере и популяризация. В регионах подобные мероприятия пользуются большой популярностью. В Магадане есть два значимых лыжных старта: весной — «Лыжня Вяльбе», а зимой — «Лыжня России». Мне приятно, что люди интересуются, готовятся и участвуют. Возраст участников начинается с трех и доходит до 90 лет.
— Существует ли пример того, чтобы профессиональный спортсмен вышел из «Лыжни России»?
— Очень сложно сказать. Мы никогда не вели подобной статистики. Я сама никогда профессионально не бегала «Лыжню России». К счастью, всегда попадала на чемпионаты мира и Олимпийские игры, которые в основном проходят в одно и то же время с «Лыжней». Думаю, что в детском возрасте много профессионалов прошло через эти старты, особенно те, у которых спортивные семьи.
— А вы сами примете участие в соревнованиях?
— К сожалению, мне в течение шести недель нельзя заниматься спортом. Последний раз на «Лыжне России» я участвовала в VIP-забегах. Но на соревнованиях буду. С удовольствием поприветствую и понаграждаю участников и победителей.
— Удовлетворены ли вы развитием лыжного спорта в стране?
— В целом — да. Есть определенный лыжный бум. Наверное, в первую очередь это связано с тем, что мы стали лучше жить. Появились другие условия для занятия лыжным спортом. Нам необходим снег и трасса. Сейчас уже не те времена, когда можно выйти в 15 человек и протоптать ногами лыжню. Государство вкладывает большие средства для того, чтобы были необходимые условия. Я даже не говорю о профессионалах, для которых построены современные базы в Ижевске и Сыктывкаре.
— В каком возрасте нужно отдавать детей в лыжную секцию, чтобы они добились высот в профессиональном спорте? Говорят, норвежцы ставят своих ребят на лыжи уже в два года…
— Мы слышали другое — они вроде бы рождаются с лыжами (смеется). В два года можно просто поставить ребенка на лыжи и покататься с ним. Я начала кататься лет с трех, а в детскую спортивную школу пошла в девять лет, но мне кажется, что это рано. Я считаю, что нужно отправлять детей в секцию не раньше 10–11 лет. А до этого — общефизическое развитие. Все-таки у ребенка должно быть детство.