«Хватит с нас демократии»

Юрий Мацарский и Динар Шакиров наблюдают за приготовлениями киевских демонстрантов к возможному разгону лагеря на майдане
Юрий Мацарский,

В центре украинской столицы уже несколько месяцев запах дыма забивает все остальные ароматы — на огромных кострах противники действующей власти готовят себе обеды, сушат постоянно промокающую то под дождем, то под снегом одежду, да и просто греются у бочек с горящими дровами.

Именно дрова сейчас — самая главная ценность в палаточном лагере протестанующих. Ими даже принимают пожертвования в фонд помощи протесту, наравне с деньгами, сигаретами и едой. Охрана лагеря отряжает своих представителей на сортировку дерева. Сырые, обильно дымящие дрова идут на розжиг уличных костров. Те, что посуше, раздаются по оборудованным «буржуйками» палаткам. Длинные прочные доски, которых сочувствующие демонстрантам киевляне привезли сюда в достатке, идут на строительство баррикад.

— Я их всех очень люблю, дай им Бог здоровья, я хочу жить в Европе и видеть уже не могу Януковича, но зачем печенье воровать, — возмущается продавщица Оксана из маленького магазина, расположенного в минуте ходьбы от лагеря. — Как будто у них там есть нечего. Отсюда чувствую, как у них там борщом пахнет, а сегодня только две пачки печенья сперли. У меня на глазах, не успела догнать.

При этом Оксана уверяет, что будет очень расстроена, если майдан разгонят — «ведь люди на нем стоят за хорошую жизнь для нас всех». А в том, что разогнать протест власти как минимум попытаются, мало кто в Киеве сомневается. Не зря же в столь спешном порядке были скопом приняты законы, запрещающие, например, передвигаться в автоколонне, появляться на улицах в масках и шлемах, ставить на улицах палатки и сурово карающие за протестные акции. И все эти законы очевидно нарушаются демонстрантами. Даже тот, что про автоколонну — н автомайдан, расположившийся на Европейской площади, демонстранты приезжают большими группами.

Правда пока запреты привели к прямо противоположному эффекту: людей в касках, маскарадных и медицинских масках стало заметно больше. Киевские писатели, поэты и блогеры даже организовали целое костюмированное шоу у ворот Лукьяновского следственного изолятора, придя туда в детсадовских масках со звериными мордочками, шлемах и даже расставив у ворот СИЗО палатку. СИЗО в качестве места для перформанса было выбрано не случайно — писатели требовали немедленно отправить их туда за нарушение новых законов.

— Сейчас они запретили шлемы, завтра запретят книги. Товарищ милиционер, мне можно еще книжки писать? А людям их читать? Ну не молчите, — детская писательница Зирка Мензатюк безуспешно пыталась вызвать ответную реакцию у милиционеров.

Те даже не пытались вступить в разговор и демонстративно отворачивались, когда к их лицам подносили плакаты с цитатами из Шевченко и Пушкина и новозаветными стихами, демонстрируя, что и классики, и Христос с апостолами подпадают под действие хотя бы одного из новых антиэкстремистских законов.

Но уже к вечеру становится не до шуточных акций. Проходы в лагерь-городище становятся еще уже, парней в камуфляже у них — еще больше. На всякий случай. Ведь никто не знает, будет ли штурм. И если будет, то когда.