«Северную верфь» модернизируют за счет науки

В 2014-2015 годах государство перенаправит 741 млн рублей из программы НИОКР в области гражданского судостроения на реконструкцию завода
Олеся Елькова, Александра Ермакова
Фото: nordsy.spb.ru

Власти решили направить 741 млн рублей на реконструкцию и модернизацию завода «Северная верфь», принадлежащего государственному судостроительному холдингу ОСК (Объединенная судостроительная корпорация). Деньги из федерального бюджета на модернизацию будут взяты из тех, что были выделены на программы развития гражданской техники, хотя основная специализация «Северной верфи» — военное кораблестроение.

Объемы бюджетного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в области гражданской морской техники будут уменьшены на 238 млн и 503 млн рублей в 2014–2015 годах соответственно, следует из документов Минпромторга. Высвобожденные средства планируется направить на реконструкцию завода «Северная верфь» в рамках госпрограммы «Развитие судостроения на 2013–2030 годы». На что именно пойдут средства, в Минпромторге не уточнили: заводу требуется масштабная модернизация в целом, пояснили «Известиям» в ведомстве.

Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» входит в госпрограмму «Развитие судостроения», поэтому речь идет всего лишь о корректировках в рамках одного комплекса мероприятий, заверили в Минпромторге. Тем временем программа развития судостроения охватывает не только гражданскую морскую и речную технику, но и военное кораблестроение. Уменьшение расходов на НИОКР в гражданском судостроении коснется прежде всего технологий для освоения континентального шельфа, концептуальных проектов морской техники и судового машиностроения и энергетики. Суммарный объем расходов на НИОКР из федерального бюджета составит 17 млрд рублей в 2014–2015 годах в общей сложности.

— Основная специализация «Северной верфи» — военное судостроение. Но в любом случае суть госпрограмм в их последующей окупаемости, поэтому не так важно, куда будут направлены средства, — считает глава аналитического транспортного портала InfraNews Алексей Безбородов. — Гражданское судостроение в России исторически неразвито, сейчас предпринимаются первые попытки его поднять до мирового уровня.

По мнению Минпромторга, при достижении «приемлемой конкурентоспособности» в десятилетней перспективе Россия может выйти на 6–8 место по объемам гражданского судостроения. Но пока на этом рынке Россия занимает всего 1,3% по числу судов, говорится в документах ведомства. В военном кораблестроении позиции России гораздо сильнее, страна занимает 12% и 2-е место после США. Сама ОСК по объему выпуска продукции в военном кораблестроении занимает 7-е место в мире.

У «Северной верфи», напоминают в ОСК, были крупные проекты и в гражданском судостроении. В 2000-х годах завод построил под ключ два судна снабжения морских буровых платформ для заказчиков из Норвегии. Завод также производил лесовозы, танкеры и другую продукцию. Сейчас в портфеле заказов «Северной верфи» контракты на строительство трех судов тылового обеспечения для Минобороны. Первое из этих них должно быть передано заказчику в ноябре 2014 года.

По данным источника «Известий» в ОСК, общая стоимость программы модернизации «Северной верфи» превышает 15 млрд рублей, а средства из госбюджета могут пойти на разработку проекта модернизации. В рамках ее первого этапа планируется сооружение крупнейшего в стране сухого дока (его длина составит 400 м, ширина — 70 м).

— В нем можно будет строить практически все виды кораблей и судов, — подчеркивает собеседник издания.