Дмитрий Волкострелов погрузился в «Ничто»

Ученик Льва Додина и глава театра Post представил сценическую версию лекции Джона Кейджа
Олег Кармунин
Фото: Юлия Люстарнова

Обстановка нового спектакля петербургского авангардиста Дмитрия Волкострелова напоминает тайное собрание. Зрителей театра Post вызывают по одному и ведут в абсолютно темную комнату, посреди которой стоит большой белый куб. 12 свидетелей «Ничто», сидящих по его периметру, в течение 40 минут наблюдают собственные тени на белой ткани куба и погружаются в размеренное звучание лекции, написанной главным музыкальным реформатором XX века в 1949 году.

Лекция «О Ничто» Джона Кейджа является, по сути, музыкальным произведением в жанре минимализма, построенном на человеческой речи. Пять крупных частей организованы в строгом соответствии с числовым рядом 7–6–14–14–7, а каждый малый раздел делится на 48 тактов. Исполнителю предписано тщательно соблюдать паузы, поэтому до театра Post за исполнение произведения Кейджа брались исключительно люди с музыкальным образованием.

У Волкострелова «Ничто» обладает и мужским, и женским началом. Актеры Иван Николаев и Алена Старостина, сидящие внутри куба, читают текст по очереди, отбивая ритм при помощи метронома и стараясь произносить слова максимально беспристрастно.

Пытаться объяснить содержание текста с бытовой точки зрения, безусловно, не стоит. Однако в новом театральном воплощении музыка речи становится похожа на сюжетную картину в духе импрессионизма. Зрители театра Post словно следят за образами, которые возникают у слушателя неведомой симфонии в пяти частях.

Человек сидит и размышляет, а мы в этот момент подключены к развитию его пульсирующей мысли: вот он вспоминает недавнюю поездку, затем погружается в размышления о «смысле», «цельности» и «поэзии», а после старательно борется со сном.

В это время актеры повторяют одну и ту же фразу: «Если кому-нибудь хочется спать, пусть спит». Данная мантра начинает в какой-то момент оказывать гипнотическое воздействие.

Несмотря на образ разрушителя театральных канонов, ученик Льва Додина Дмитрий Волкострелов является чутким наследником традиций раннего МХТ. Театр для него — ритуал, который действительно начинается с вешалки. При разнообразии развлечений зрителю сегодня очень не хватает того, что называется магией театра. Проще говоря — чуда, воплощенного элементарными сценическими средствами, без использования 3D- и IMAX-технологий.

Пустая комната с обшарпанным паркетом, стулья, полумрак, белая ткань, размытые тени и текст. Этого оказывается достаточно, чтобы вывести зрителя из состояния бесконечной и бессмысленной беготни. Время останавливается во имя «Ничто», и каждый из его 12 свидетелей остается наедине с собой.