Малыш Немо снова оказался в России

В московском издательстве Zangavar вышел второй том комиксов Винзора Маккея о приключениях малыша Немо
Артем Липатов

В России комиксы Винзора Маккея появились впервые три года назад. Издательство Zangavar сознательно пошло на повторение американского издания: разворот книги по размерам соответствует среднему журнальному столику. Сделано это, чтобы читатель мог без труда рассмотреть детали рисунков, которые и составляют главную прелесть приключений малыша Немо.

Второй том, только что вышедший из печати, не менее интересен, чем первый. В нем Немо попадает в лапы к пиратам и в ледяной дворец Джека Инея, очаровывается миловидной ведьмой и сражается с обезьянами-работорговцами.

Но есть и еще одна интересная деталь: второй том русского издания комиксов Винзора Маккея оказался настоящей библиографической редкостью. Дело в том, что в отечественное издание включены пять страниц, которые не были найдены к моменту выхода американского. Так что теперь коллекционеры и любители комиксов просто обязаны гоняться за русской версией.

Имя Маккея стоит особняком в истории как американского комикса, так и мировой анимации. Почти самоучка, он начал зарабатывать на жизнь рисованием в самом начале ХХ века, когда всё еще было большим — и мир, и газеты, в которых под его комиксы отдавали целые полосы. На страницах «Цинциннати Энкуайер» рождались целые миры, возникавшие в воображении Маккея, а затем детальнейшим образом воплощенные в графике.

Он рисовал мультфильмы и выступал с ними на сцене — общался с нарисованным персонажем; динозавриха Герти на экране озорничала, а со сцены живой Винзор ругал ее — и на экране она заливалась слезами к вящему восторгу публики.

В конце представления Маккей незаметно уходил со сцены, неожиданно появлялся в кадре уже нарисованным и уезжал верхом на гигантской Герти. Кстати сказать, любимая героиня Маккея и сегодня выглядит абсолютно живой — настолько тщательно она выполнена во всех деталях.

Однако главным детищем Маккея, как показала история, стал комикс про обычного американского мальчика по имени Немо, который в своих снах путешествует по некой волшебной стране. В каждой короткой истории Немо ждут в гостях у принцессы этой страны, но поначалу разнообразные препятствия, а затем и наступившее утро мешают ему достичь цели.

Собственно говоря, в том и состоит притягательность этих историй — следя за ними, читатель внутренне начинает надеяться на то, что до принцессы Немо все-таки не доберется, поскольку тогда очевидно закончатся и приключения, а они здесь — самое главное, в них фантазия Маккея достигает своего апогея.

Думается, именно поэтому комиксами про Немо восхищался Федерико Феллини, поэтому их до сих пор любят Нил Гейман и Терри Гиллиам. В рисунках Маккея сочетаются беспредельность фантазии и невероятная детализация. Именно эти качества всегда притягательны для детей и тех взрослых, которые сохраняют в себе детское умение непосредственно реагировать на фантастическое.