Кастро и Мадуро предлагают американцам диалог

Сложное экономическое положение заставляет Кубу и Венесуэлу задуматься о нормализации отношений с заклятым врагом
Игорь Являнский
Николас Мадуро (слева) и Рауль Кастро. Фото: REUTERS/Enrique De La Osa

В Гаване в минувшие выходные прошли переговоры кубинского лидера Рауля Кастро и президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Официальный повод — празднование девятой годовщины создания альянса ALBA (Боливарианский альянс для народов нашей Америки), объединяющего восемь стран Латинской Америки. Однако, по неофициальным данным, речь шла о выработке общей стратегии по налаживанию диалога с Соединенными Штатами.

Ее контуры озвучил 82-летний Рауль Кастро, который предложил начать консультации в обмен на признание Вашингтоном политической системы и независимости Кубы. Конечная цель — добиться отмены американских экономических и торговых санкций, которые действуют с 1960 года.

— Мы не требуем, чтобы США изменили свою политическую и социальную систему и не согласимся на переговоры по поводу изменения нашей, — заявил он. — Однако если мы хотим развивать двусторонние отношения, нам нужно научиться уважать наши различия и привыкать спокойно к ним относиться. В противном случае Куба готова еще 55 лет существовать в той же обстановке, что и до сих пор.

При этом Рауль Кастро выразил готовность реформировать и либерализировать в пользу частного капитала законодательство об иностранных инвестициях. Это, по его словам, имеет «исключительную важность для социального и экономического развития». Парламент обсудит новые предложения уже в марте. На Кубе действует закон, согласно которому иностранные инвесторы обязаны заключать партнерские отношения исключительно с кубинскими госпредприятиями.

Эксперт по Кубе из Совета по международным отношениям США Джулия Свейг считает, что сигналы, которые подает Гавана американцам, связаны в том числе и с тем, что после смерти Уго Чавеса Венесуэла уже «не выполняет функцию главного спонсора кубинской революции».

— Без дешевой венесуэльской нефти экономике Кубы сложно оставаться на плаву, — считает она.

Заместитель директора Института Латинской Америки РАН Владимир Сударев также полагает, что Николасу Мадуро сейчас надо сконцентрироваться не на продвижении боливарианской революции, а на решении внутренних проблем.

— Международная активность Венесуэлы с уходом Чавеса резко снизилась. Это связано в том числе и с серьезными экономическими трудностями, которые переживает эта страна, — говорит он.

Венесуэльский госдолг составляет 70% ВВП, бюджетный дефицит — 13%. Задолженность главной нефтяной компании Petroleos de Venezuela S.A. превышает $40 млрд. При этом, по словам эксперта, ставить на потенциальных кредиторов в регионе не приходится. Нефтяной консорциум «Петрокарибе», в который входят государства Карибского бассейна, не в лучшей ситуации и сам вынужден повышать цены на нефть. Традиционный донор — Китай понимает, что $5 млрд, которые запросил Мадуро во время сентябрьского визита в Пекин, будут, по словам Сударева, просто проедены. Потому китайцы поставили жесткое условие и согласны дать деньги лишь под конкретные проекты, которых нет.

В этих условиях неудивительно, что Рауль Кастро заговорил о возможности начала диалога с США. Произошло это, кстати, после того как 10 декабря на похоронах Нельсона Манделы в ЮАР он пересекся с президентом Бараком Обамой и тот пожал ему руку. Это был первый случай со времени кубинской революции 1959 года. Куба и США не поддерживают дипломатических отношений с 1961-го.

Вашингтон ввел против Гаваны широкие торговые и экономические санкции в 1960 году, когда Куба экспроприировала собственность американских граждан и корпораций. В 1962-м они были ужесточены до уровня почти полного эмбарго. В качестве условия снятия экономической блокады США требуют демократизации и уважения прав человека, а также прекращения военного сотрудничества Кубы с другими странами.