В следующий уик-энд в российский прокат выходит фильм «Я, снова я и мама», который до того был показан на завершившемся в Москве фестивале «Французское кино сегодня».
Картина уже умудрилась стать абсолютным прокатным хитом: на экраны Франции она вышла три недели назад и уже собрала 2 млн зрителей. Для сравнения: «Артиста» за весь период проката на родине посмотрело чуть более 3 млн.
У нас фильм появился под названием «Я, снова я и мама», в оригинале же он называется «Мальчики и Гийом, к столу!». Мальчики — это братья того самого Гийома, от лица которого ведется рассказ. Он вроде бы тоже мальчик, хоть и «ботаник», но для окружающих, в том числе и собственной семьи, — существо среднего рода, добродушный подросток-увалень, начисто лишенный мужского начала. Сам он считает себя девочкой и очень этому рад, поскольку мечтает походить на свою обожаемую мамашу. И Гийома, и его родительницу сыграл один и тот же актер: Гийом Гальенн. Он же стал режиссером фильма.
Совпадение имени героя и автора — не случайность. Гийом Гальенн перенес на экран свой нашумевший спектакль, наполовину исповедь, наполовину шутливый мемуар о том, как он чуть было не стал гомосексуалистом.
В Москве автор обратился к аудитории на очень приличном русском, при этом признался, что, хотя его мать русского происхождения, языка он не знает: она говорила с ним исключительно по-французски.
Несмотря на отсутствие лингвистической практики, связь с Гальенна с корнями по материнской линии оказалась очень сильна. Иначе чем объяснить, что именно в тот год, когда в России идут дискуссии о гомосексуальных отношениях, Гальенн не просто выпускает фильм на сложную тему половой самоидентификации, но и привозит его в Москву.
Успехом своим фильм, похоже, обязан именно идее — точнее необычайно легкой, деликатной, недидактичной ее подаче. Поначалу зритель уверен: перед ним комедия на тему «как я стал гомосексуалистом». И хотя одна из его тетушек (та, что из Лос-Анджелеса) объясняет Гийому: «Тут всё просто. Равно или поздно ты влюбишься. Если в девушку — значит, ты натурал. Если в юношу — голубой», ни зрители, ни сам герой не верят в возможность первого варианта.
Привычное мамочкино «Мальчики и Гийом, к столу» убедило героя, что он не мальчик и противиться такому порядку вещей бесполезно. В английской школе для мальчиков, куда его отправляют родители, он безответно влюбляется в одноклассника. Вернувшись домой, исправно ходит на прием к психоаналитику, а приехав погостить к еще одной тетушке (той, что из Марокко), отваживается наконец переступить порог гей-клуба.
О страданиях себя юного повзрослевший Гийом рассказывает с большим сочувствием, но ни разу не выйдя за рамки комедийного жанра. Вряд ли в нашем прокате фильм ждет такой же успех, как на родине, но на фестивальном показе зал кинотеатра «35 мм» то и дело взрывался смехом и аплодисментами.
Ближе к финалу, впрочем, зритель понимает, что режиссер больше часа водил его за нос. И что на самом деле эта история совсем не о том, что люди разные и надо принять свою природу такой, какая она есть, а о том, что если материнская любовь может творить чудеса, то и материнский эгоизм обладает мощнейшей — правда, разрушительной — силой.
Принцип «развлекая, поучай», сформулированный несколько веков назад на родине Гийома Гальенна, в этой новейшей французской комедии воплотился сполна. Выходу ее в российский прокат (он намечен на ближайший уикенд) вряд ли что-нибудь угрожает: для Гийома всё кончается хорошо и ничьи нравственные чувства при просмотре не будут задеты. Разве что некоторая категория мамочек задумается над тем, куда может завести сыновей их любовь.