Умер последний чеховский интеллигент в российском кино

В одной из московских клиник в ночь на субботу скончался артист Юрий Яковлев
Лариса Юсипова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов

Когда заговаривали о Юрии Яковлеве, первое определение, приходившее на ум, было: интеллигентный актер. В нем действительно проглядывалось что-то чеховское (кстати, мать актера, Ольга Михайловна Иванова родилась в Таганроге), причем не только во внешнем облике.

Он всю жизнь проработал в одном театре, избегал, насколько это возможно при его профессии, публичности, и во всем, что касается дрязг и скандалов, – не был, не состоял, не участвовал. Его попадание в образ князя Мышкина – первой роли, принесшей Яковлеву настоящую известность в кино, было абсолютным.

Пока на экране кипели достоевские страсти, Яковлев и его партнерша по «Идиоту» Юлия Борисова выходили и выходили на сцену родного театра в вечно юной «Турандот», и не одно поколение зрителей узнавало Яковлева по роли Панталоне в этом спектакле.

По признанию актера, в создании этой роли ему помогал сам Аркадий Райкин, разглядевший в красивом молодом человеке (кстати, в свое время не принятым во ВГИК из-за «некиногеничности») большой комедийный потенциал.

У Яковлева никогда не было единого амплуа, и он не укладывался ни в какой «формат». Он органично смотрелся в спектаклях Рубена и Евгения Симоновых, Романа Виктюка, Адольфа Шапиро, Александра Белинского, Андрея Житинкина и Петра Фоменко. Он был абсолютным воплощением актерской профессии, и вполне символично, что первая его роль в кино – это роль актера Чахоткина в фильме «На подмостках сцены», экранизации знаменитого водевиля «Лев Гурыч Синичкин».

Когда на экраны вышел прославивший его «Идиот», Юрию Яковлеву исполнилось тридцать. Пырьев снял только первую часть романа, продолжения не последовало. Как считалось тогда, из-за отказа Юрия Яковлева, заработавшего на «Идиоте» нервный срыв.

История эта темная, и вызывающая немало вопросов. Вот, например, как прокомментировал ее автор последней на сегодняшний день экранизации «Идиота» режиссер Владимир Бортко: «О съемках первого “Идиота” ходят легенды. Говорят, что Юрий Яковлев получил нервное истощение, слег в больницу и отказался сниматься дальше. Ерунда это все. Картину просто закрыли. Не корреспондировалась она с тогдашней обстановкой. Неужели режиссер Пырьев и актер Яковлев могли по доброй воле отказаться от такой работы? Это было бы профессиональным преступлением».

Следующая громкая роль Яковлева была уже совсем другого рода: поручик Ржевский в «Гусарской балладе», красавец, бретер, дуэлянт, сердцеед. Персонаж, о котором рассказывали и до сих пор рассказывают анекдоты, что есть высшая степень народного признания.

Открытки с портретами Яковлева печатались огромными тиражами, ряды поклонниц множились в геометрической прогрессии. Соперничества с Голливудом на наших экранах фактически не было, и Яковлев для зрителей того времени был все равно, что Ди Каприо, Брэд Питт и Майкл Фассбендер вместе взятые.

Юрий Яковлев работал с Леонидом Гайдаем, Эльдаром Рязановым, Георгием Данелия. Его Стива Облонский остался лучшим за всю богатую историю экранизации романа Толстого, его Ипполит из «Иронии судьбы» стал именем нарицательным.

Ему с легкостью удавалось то, что обычно становится проблемой для красивых актеров: переходить из возраста в возраст. Он не старел на экране, а именно взрослел, набирался мудрости, зрелости, оттачивал мастерство.

В последние годы он снимался мало, говорил, что современное состояние кино его не вдохновляет. До конца жизни Юрия Яковлева вдохновляла литература, любимые книжки, которые он перечитывал, общение с природой, с семьей. В минувшем апреле страна отмечала его 85-летний юбилей. Актера поздравили президент, мэр, патриарх – все, как положено.

Юрий Яковлев умер в ночь на субботу 30 ноября в одной из московских клиник. 4 декабря спектакль «Пристань», где он сыграл свою последнюю роль, вахтанговцы посвятят его памяти.