В Третьяковке воссоздали «Реквием» Павла Корина

Главным экспонатом спецпроекта, посвященного известному живописцу, стал огромный пустой холст
Виктория Иванова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Зайцева

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка эскизов живописца Павла Корина. Имя художника стало особенно популярно благодаря портретам Георгия Жукова и Максима Горького, а также мозаикам на станциях московского метро — кольцевой «Комсомольской», «Павелецкой», «Смоленской» — и витражам на «Новослободской».

Темой же экспозиции стало центральное для творчества Корина полотно, которому он посвятил большую часть жизни, — «Реквием. Русь уходящая», так и оставшееся не законченным.

В центре двух залов, расположившихся на верхних этажах Третьяковки, — огромный пустой холст размером 5,51×9,41 м. Вокруг холста — 29 портретов персонажей, которые должны были поселиться в масштабной композиции на фоне алтаря Успенского собора, а также небольшой эскиз — именно так по замыслу художника должна была выглядеть «большая картина».

Некоторых персонажей, представленных в портретах, на общем эскизе нет: очевидно, идея поместить их в собор пришла художнику позже. Например, нет отца Иоанна — Ивана Степановича Рождественского, — настоятеля Крестовоздвиженского храма в селе Палех, расстрелянного в 1922 году. Или же колоритного «неизвестного священника», по свидетельству жены художника, Прасковьи Кориной, читающего «Великий покаянный канон» Андрея Критского.

Избранные портреты периодически можно было встретить в экспозициях Третьяковской галереи, однако вместе они показаны впервые. Рассматривать эскизы предлагается под музыку Второго фортепианного концерта Рахманинова.

На подготовку проекта ушло три года: идея «Реквиема» возникла вместе с началом реконструкции Дома-музея Павла Корина в 2010 году, теперь принадлежащего Третьяковке. По сравнению с работой художника этот срок ничтожен: Корин начал писать «Реквием» в 1925 году и продолжал трудиться вплоть до кончины в 1967-м.

В ходе подготовки экспозиции сотрудники галереи проделали масштабную работу по уточнению биографий изображенных персонажей: с ними можно ознакомиться на специальном стенде.

У героев в основном трагическая судьба: почти все они были репрессированы. Есть среди них и весьма символические для русской культуры образы, например блаженный «Данило слепой», в 1920-е служивший в московских храмах певчим.

Выставка продлится до 30 марта 2014 года.