Издатели прессы просят премьера сохранить субсидии на подписку

«Почта России» не готова поддержать эту просьбу
Виктор Логинов, Анна Ахмадиева
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Руководители ряда крупных издательских домов и распространители прессы направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой сохранить субсидии «Почте России» на доставку подписных тиражей прессы. Они заявили, что запланированная с 2014 года отмена этих субсидий «негативно повлияет не только на медиарынок, но и на информационную целостность России».

Письмо (есть у «Известий») подписали более 50 руководителей компаний, в том числе Павел Филенков (ЗАО «Коммерсантъ»), Владимир Сунгоркин («Комсомольская правда»), Марк Фишер («Бауэр Медиа Групп»), Павел Гусев («Московский комсомолец») и др.

Субсидии ФГУП «Почта России» для компенсации убытков, возникающих при подписке и доставке изданий подписчикам, появились в 2008 году. Ежегодно почта получает на эти цели около 3 млрд рублей. Однако в проекте бюджета на 2014 год и на плановый период 2015–2016 годов такие расходы не предусмотрены.

— Стратегия развития почты сегодня не предусматривает использования бюджетных средств, — заявил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров на этой неделе во время обсуждения в правительстве планов развития ФГУПа. По его словам, почта должна стать «рыночным крепким предприятием», которое «если и привлекает финансирование, то делает это на понятных рыночных условиях».

Через печатные газеты и журналы происходит диалог государства и граждан, утверждается в документе: «позитивная реакция государства на проблемы людей, о которых рассказывает пресса, снижает градус социальной напряженности в неблагополучных регионах».

Авторы письма напоминают, что через канал подписки распространяется 36% суммарного тиража газет и журналов, выходящих в России. Ежегодно «Почта России» доставляет населению 1,5 млрд экземпляров подписных изданий. По мнению гендиректора ЗАО «Коммерсантъ» Павла Филенкова, в этом сегменте рост цен примерно на 10% может обернуться кратным сокращением тиражей.

В «Почте России» подтверждают, что отмена субсидии серьезно повлияет на конечную цену изданий — благодаря им компенсировалось более 50% всех затрат на доставку.

— Субсидии в 2012 году составили 3,2 млрд рублей, а понесенные убытки при распространении изданий — 6,02 млрд. Разницу почта компенсировала за счет перекрестного субсидирования, — сообщили «Известиям» в пресс-службе «Почты России».

Отказ субсидировать подписку и доставку в первую очередь ударит по коммерческим изданиям, считает Филенков. Меньше пострадают живущие за счет федерального и региональных бюджетов.

— Годовые затраты всего издательского дома «Коммерсантъ» — около 5 млрд рублей, а «Российская газета» столько же получает из бюджета. И мы, и они продаем рекламу. Хорошо, давайте отменим субсидирование доставки, но тогда пусть государственные издания не продают рекламу и оставят этот рынок нам, это было бы честно, — рассуждает он.

По мнению руководителя ИД «Комсомольская правда» Владимира Сунгоркина, государство всё более однозначно показывает, что ему не нужны частные СМИ.

В общем российском тираже «Комсомолки» доля подписки составляет 15–20% (у «Коммерсанта», по словам Филенкова, — почти 50%). Если субсидий не станет, подписной тираж КП упадет не менее чем в два раза, предполагает Сунгоркин.

Поддержать борьбу издателей за сохранение субсидий в «Почте России» не готовы. Представители ФГУПа напоминают: выделять средства из бюджета или нет — решение государства.

«Почте России» необходимо определиться, является ли она бизнес-структурой или «государственным инструментом», считает член общественного совета Россвязи, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.

— Если почта занимается бизнесом, а она планирует им заниматься, тогда речи о субсидиях идти не должно, их нужно отменять. Другое дело, что отменять их надо постепенно. Если сделать это сразу, у нас просто не станет института подписки, — считает Иванов. Освободившиеся средства он предлагает перераспределить в пользу издателей и альтернативных «Почте России» распространителей.