Владимир Федосеев представил цикл военных песен

Большой симфонический оркестр имени Чайковского и певцы Мариинского театра покорили белорусскую публику
Светлана Наборщикова
Фото предоставлено пресс-службой Белорусской государственной филармонии/Владимир Николайчик

В год 70-летия великой Победы Большой симфонический оркестр (БСО) имени Чайковского (художественный руководитель народный артист России Владимир Федосеев) отправится в большой концертный тур. География поездки — города Европы, освобожденные в 1945-м Cоветской армией. В программе — песни военных лет и песни о войне.

В преддверии грандиозного тура БСО, солисты Мариинского театра и Академии молодых оперных певцов выступили в Минске, завершив Дни духовной культуры России в Белоруссии.

Перед концертом Владимир Федосеев встретился с журналистами. На вопрос, с какими чувствами он выйдет на сцену, ответил: «Плакать буду».

— Эти песни нас объединяют. Это история нашего народа и белорусского народа, который взял на себя очень многое в этой войне, — сказал народный артист, чье детство пришлось на военные годы.

— Наша публика горячо примет эти песни, а как отреагирует западная, которой они незнакомы? — поинтересовались журналисты. Маэстро ответил, что западная публика примет их так же — «там публика очень чистая».

Работая с молодыми певцами над военным репертуаром, он, по его словам, добивался «самого сложного — простоты». Маэстро, сотрудничавший с Лемешевым и Козловским, также посетовал, что «с певцами никто сейчас не работает, в оперных театрах певцы брошены».

Отвечая на вопрос о его отношении к современному песенному творчеству, Владимир Иванович был краток: «Слушают чепуху, которую не запоминают».

Своей любимой военной песней глава БСО, на секунду задумавшись, назвал «Темную ночь» в исполнении Марка Бернеса. И добавил, что у него «каждая песня вызывает слезы, окунаешься в них и чувствуешь боль».

Присутствующие на брифинге молодые певцы в основном внимательно слушали маэстро. Общее мнение по поводу отечественного песенного наследия сформулировала организатор Дней духовной культуры России в Белоруссии Екатерина Галанова: «Эти песни — наша генетическая память».

Вечером в Белорусской филармонии был переаншлаг. Организаторы признались, что на концерт смогла попасть лишь небольшая часть желающих и что белорусской столице давно пора иметь большой филармонический зал. Во всяком случае, минская публика этого достойна.

Начали с афористического зачина — оркестрового переложения «Священной войны», а далее чередовали эпику с лирикой, героику с юмором. Прозвучали произведения Пахмутовой, Молчанова, Фрадкина, Соловьева-Седого, Листова, Богословского, Баснера, Тухманова, Окуджавы и других авторов.

Каждому из пяти вокалистов досталось несколько замечательных песен. Екатерина Сергеева (меццо-сопрано) была в равной степени убедительна в драматической «Жди меня», трагической «Нам нужна одна победа» и ностальгической «Давай закурим».

Свои краски для известных сочинений нашла Карина Чепурнова. В «Синем платочке» ее сильное сопрано звучало подчеркнуто трогательно, а в «Майском вальсе» («Весна сорок пятого года») — безудержно ликующе.

Александр Трофимов (тенор) выделился актерским даром — из каждой песни делал сценку, благо репертуар был соответствующий: «Случайный вальс», «Тальяночка» и «Дорога на Берлин».

Неожиданный для баса лирический потенциал явил Вадим Кравец. Начав с патетической «Поклонимся великим тем годам», он далее проникновенно исполнил «Темную ночь», «В землянке» и «Эх, дороги».

Безупречный баритон самого титулованного певца вечера, Алексея Маркова, покорил зал в песнях-воспоминаниях — «На безымянной высоте», «Журавли», «Бери шинель».

Особой любовью публики пользовались дуэты и трио. Чепурнова вместе с Марковым растрогала «Вечером на рейде», с Трофимовым — развеселила «Смуглянкой», а бравые «летчики» — Кравец, Марков и Трофимов — блеснули исполнением знаменитых песен из «Небесного тихохода».

Оркестр маэстро Федосеева был заботлив в аккомпанементе и точен в «сольных выходах» — «Священной войне» Александрова и «Праздничной увертюре» Шостаковича.

Завершился концерт духоподъемным «Днем победы» в исполнении всех участников. С первых же тактов этого эпохального сочинения зал поднялся и слушал стоя. Многие плакали.