Цирк накануне глобальной катастрофы

Канадская группа «7 пальцев» встречает светопреставление паркуром и скейтбордингом
Марина Шимадина
Фото предоставлено пресс-службой театра

Канада может гордится своим цирком так же, как хоккеем. Знаменитый Cirque du Soleil и изысканный Cirque Éloize подняли его на уровень настоящего искусства, а Монреальская национальная школа стала кузницей цирковых кадров не только для Нового, но и для Старого Света. Неудивительно, что новые труппы тут появляются, как грибы после дождя.

Компания «7 пальцев» была основана в 2002 году группой молодых артистов из Cirque du Soleil и Cirque Éloize, которым надоело работать в гигантских корпорациях и быть цветными виньетками роскошных шоу. Они решили быть ближе к людям и друг к другу — как пальцы на одной руке. В их спектаклях нет богатых декораций и фантастических костюмов, а люди на сцене похожи на людей в зале: домохозяйки жонглируют сковородками, а школьник убегает от родителей, демонстрируя чудеса эквилибристики.

Часто их юмор бывает черным. В спектакле «Жизнь», приезжавшем на Чеховский фестиваль в 2009 году, зрители оказывались пассажирами самолета, летящего прямиком в ад, и все шуточки этого кабаре крутились вокруг Эроса и Танатоса. Действие нынешней постановки тоже происходит в бункере накануне какой-то глобальной катастрофы. Впрочем, догадаться об этом без помощи синопсиса невозможно. О мрачных предлагаемых обстоятельствах напоминают только серый цвет стен и зловещий голос конферансье «за кадром».

Сами герои, похоже, нисколько не озабочены грядущим апокалипсисом. Они неплохо проводят время: веселятся, дурачатся, любят и ревнуют, ссорятся и мирятся, поют и танцуют, попутно демонстрируя свои спортивные достижения. Впечатляющие цирковые номера с китайскими пилонами, рейнским колесом, корейской доской возникают в спектакле как бы между прочим, без барабанной дроби.

Но свое дело акробаты знают на отлично. Зал замирает и ахает, когда пятеро артистов одновременно проскальзывают через поставленные друг на друга обручи или когда они падают вниз головой, скользя по шесту, и останавливаются в сантиметре от пола.

Чего не достает этому спектаклю, так это общей сюжетной нити, на которую бы нанизывались, как бусины, все цирковые чудеса. Артисты пытаются театрально обыгрывать свои номера, но им явно не хватает хорошего режиссера, своего Финци Паски, который бы зарядил это динамичное шоу смыслом. Так что продюсерам, наверное, стоит продвигать Traces не по театральной, а по молодежной линии.

Искушенные зрители, знакомые с поэтичным французским цирком, вряд ли найдут в этом незатейливом представлении что-то новое. Зато подростки наверняка с радостью узнают элементы современной городской культуры — паркура, скейтбординга, и оценят мастерство канадских артистов. А потом, быть может, увлекутся и придут на другие — более интеллектуальные и глубокие постановки.