«Работая с одними хитами, можно превратиться в памятник самому себе»

Экс-лидер Smokie Крис Норман — о том, как совершить звуковое путешествие из прошлого в современность
Артем Липатов

25 октября экс-лидеру знаменитой группы Smokie Крису Норману исполнилось 63 года. Корреспондент «Известий» Артем Липатов позвонил музыканту и наряду с поздравлениями расспросил его о новом альбоме There And Back и старых друзьях-товарищах.

— Вы долго готовились к этой записи.

— Да, пять лет я не выпускал ничего нового. Нельзя сказать, что альбом сложился мгновенно — там есть песни, написанные два или три года назад. Но записали мы его довольно быстро, причем я никого не приглашал со стороны: все участники записи — члены моей гастрольной группы.

— Опять-таки хочу отметить актуальность и свежесть звучания нового диска. Вы как-то специально над этим работали или это сложилось само собой?

— Я рад тому, что это слышно, но, поверьте, мы специально ничего не делали. Просто были хорошие песни и хорошие музыканты; единственное, чего я добивался — чтобы звучание было максимально естественным.

— Вас долгое время считали таким, знаете, осколком былой славы — и вдруг два года назад вы буквально выстрелили альбомом Time Traveler с на редкость удачными кавер-версиями чужих песен. Как сложилась эта запись?

— Знаете, у меня в тот момент не было ни сил, ни желания сочинять что-то новое, а вот охота записать альбом была. И я подумал: а почему бы не собрать в одном альбоме несколько любимых мною песен? Так и было сделано. T.Rex, Beatles, прочие мои любимцы — всех я собрал в одном месте, всех перепел в своем, надеюсь, стиле. По-моему, получилось неплохо.

— Меня удивило, что вы пели песни не только своих современников и старших товарищей — там была песня достаточно молодой группы Snow Patrol.

— Я стараюсь слушать то, что в сегодняшней поп-музыке кажется заслуживающим внимания. Иногда я случайно наталкиваюсь на интересные треки на радио, что-то советуют дети, так что я в курсе. Snow Patrol, мне кажется, отличные, талантливые парни.

— Некогда ваша группа Smokie была невероятно популярна, в том числе и в СССР, — наша фирма «Мелодия» даже выпустила ваш альбом. Может быть, на фоне прочих групп вы казались более безопасными?

— Не знаю, даже представить себе не могу. Ну да, мы звучали достаточно мягко и в то же время вполне рок-н-ролльно, хотя были поп-группы куда более безопасные — те же ABBA.

— Их у нас тоже выпускали, кстати.

— Ну вот, видите, я мыслю в правильном направлении.

— Вы постоянно гастролируете. Сочетаете ли вы в своих концертах старые хиты с новыми песнями и в какой пропорции?

— Конечно, мы играем и новые, и старые песни, примерно половина на половину. Это освежает собственные ощущения от сценической работы, да и публике, как я понял, нравится. Работая с одними хитами, можно превратиться в памятник самому себе, а я бы этого не хотел.

— Ваши гастрольные маршруты затрагивают многие российские провинциальные города. Концерты в Тюмени или Омске сильно отличаются от концертов в Москве?

— Конечно, отличаются. Но в конечном итоге это не так уж и важно. Скажу так: и в столице, и в провинции есть много людей, которые ценят хорошую музыку и ходят на концерты, а это главное для меня.

— Я слышал, ваши дети тоже занимаются музыкой. Насколько это серьезно?

— Да, Майкл, Стивен и Сьюзан очень одарены, и они уже записывались вместе, результат мне очень нравится. Сьюзан сейчас выступает в дуэте с приятелем, и публика принимает ее очень хорошо. Надеюсь, это начало чего-то большего.

— В вашей карьере были самые разные периоды — от европейской славы до почти полного исчезновения со сцены. Однако сегодня вы кажетесь абсолютно счастливым человеком.

— Я просто не задумывался, не копался в себе самом, а старался продолжать сочинять и петь песни, надеясь, что они понравятся публике. Публика же меня не подводила. Думаю, что это главное.

Выжить и остаться на плаву

Норман, комментируя название альбома, говорит, что это отчет о его путешествии в рок-н-ролл: «Я проделал весь путь, я прошел через всё и выжил, удержался, смог остаться на плаву». Если и так, то к нам вернулся не лидер софт-роковых Smokie, не исполнитель приторных баллад Дитера Болена и даже не партнер Сьюзи Кватро по давнему танц-хиту Stumblin'In.

Знакомый, ничуть не постаревший голос с характерным вибрато с нежданным напором предлагает нам упругие, свежие рок-песни, в которых классический рок-н-ролльный саунд подкреплен симпатичными мелодиями и очень точным чувством формы.

Завязка диска — крепкий боевик I'm Gone, за ним идет стилизованная, почти игрушечная баллада Gypsy Queen, переходящая в песню Nobody's Fool, сделавшую бы честь Крису Ри доблюзового периода. И так далее, вплоть до превосходного дуэта Hard Road To Cross с Пэм Мак-Бет.

Пусть даже временами и вспоминаются иные имена-названия в диапазоне от собственно Smokie до Рода Стюарта и Slade, Крис Норман проявляет себя на этом альбоме с самой лучшей стороны. Он играет рок, просто рок безо всяких дополнительных приставок, чувствует себя вполне «в седле» и совершенно не собирается успокаиваться — много гастролирует, в том числе и по России.

Иногда музыканты, которые давно кажутся списанными в архив, ведут себя в творчестве куда более достойно, чем многие их ровесники и современники, — и Крис Норман лучшее этому тезису подтверждение.