Иномарки разогнались на льготных кредитах

На них приходится около 70% продаж в рамках госпрограммы субсидирования автокредитов
Александра Ермакова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

Запущенная в июле государственная программа льготного автокредитования перевалила за отметку в 100 тыс. выданных кредитов. До конца года этот показатель должен вырасти до 215 тыс. В Минпромторге уже прогнозируют, что с помощью льготных кредитов общие продажи автомобилей в этом году вырастут на 120 тыс. единиц, или на 5%. Главным отличием нынешней программы от предыдущей стало то, что ее плодами активно пользуются производители иномарок, а на продукцию «АвтоВАЗа» пришлось не более 30% льготных кредитов.

Суть программы в том, что государство субсидирует банкам часть процентной ставки (примерно 5,5%) по автокредитам, а те снижают ставки для заемщиков. Льготный кредит выдается на покупку автомобиля не дороже 750 тыс. рублей.

В программе участвует несколько десятков банков, однако по состоянию на начало октября львиная доля выданных кредитов пришлась на Сбербанк (18,2% автокредитов), ВТБ24 (16,6%), Юникредит Банк (14,1%). На четвертом и пятом местах оказались дочерняя структура Росбанка — Русфинанс Банк и близкий к Сбербанку Сетелем Банк, у них 13,3% и 10,5% соответственно.

Сами банкиры довольны первыми результатами льготной госпрограммы. В Сбербанке отмечают, что после запуска госпрограммы банк увеличил выдачу автокредитов в среднем на 16%. В ВТБ24 тоже есть результат, хотя и более скромный. По словам старшего вице-президента, директора департамента автобизнеса ВТБ24 Алексея Токарева, с запуском госпрограммы доля автомобилей, продаваемых за счет кредитных средств, выросла на 5%.

— Это очень хороший показатель, — комментирует Токарев. — Для сравнения: за весь прошлый год доля продаж в кредит изменилась всего на 1%.

В пресс-службе Юникредит Банка «Известиям» также говорят о росте выдачи автокредитов в среднем на 10% после старта программы. С этим соглашается и начальник управления развития залогового кредитования ЗАО «Райффайзенбанк» Наталия Морозова.

— Программа государственного субсидирования процентных ставок оказывает положительное влияние на автомобильный рынок в целом и на рынок автокредитования в частности и, безусловно, способствует увеличению кредитных продаж, — говорит Морозова.

По данным банков, льготными кредитами наиболее активно пользуются покупатели иномарок. По словам представителей ВТБ24, более 60% кредитов за первые три месяца действия госпрограммы выдано на зарубежные бренды. Эту информацию подтверждают в Юникредит Банке, по статистике которого самыми популярными марками автомобилей по данной программе стали Hyundai, Renault, Lada, Nissan, Chevrolet, Ford, Opel, Kia и Mitsubishi.

У Сбербанка на автомобили Lada пришелся 31% займов, на Chevrolet — 17%, еще по 9% — на Opel и Kia. У Райффайзенбанка треть льготных кредитов выдана на автомобили марки Chevrolet, также заемщики активно выбирали Hyundai (25,19%), Opel (21,02%) и Kia (13,5%). В Сетелем Банке лидером стали автомобили Ford, а только затем Lada. Этот совершенно выбивается из тенденции, которая сложилась в рамках предыдущей госпрограммы льготного кредитования (действовала в 2009–2011 годах). Тогда в ее рамках было выдано 349,3 тыс. автокредитов, более половины из них — на российские автомобили.

Но и на этот раз «АвтоВАЗ» оказался не в проигрыше. За неполные три месяца с помощью льготных кредитов он продал почти 25 тыс. автомобилей, то есть почти четверть реализованных на российском рынке. В Renault не назвали абсолютные цифры, но отметили, что, к примеру, в августе с помощью льготных займов реализовали примерно треть своих автомобилей.

— Первые результаты продаж также показали, что клиенты предпочитают покупать не только бюджетные модели, но и автомобили сегмента С, которые в общем объеме продаж по программе составляют около одной трети, — комментируют в пресс-службе Renault.

Kia с начала госпрограммы реализовала с ее помощью 7240 машин, то есть примерно 14% всех продаж. В Toyota говорят, что в сентябре 16% автомобилей Corolla были реализованы в рамках программы. В «Соллерс» сообщили, что около 25% автомобилей UAZ, реализуемых физлицам, в кредит продается около 25,5% машин, из них примерно 80% по госпрограмме.

По информации «Известий», Минпромторг уже сделал оценку эффективности кредитной программы. Как сообщил источник в ведомстве, чистый прирост продаж автомобилей оценивается в 120 тыс. единиц.

Но, по мнению руководителя аналитического отдела «Автостата» Андрея Топтуна, показатель чистого прироста рынка оценить достаточно сложно, поскольку нет точных данных, сколько людей купили машину, узнав о доступных кредитах. В то же время эксперт соглашается, что нынешняя госпрограмма является одной из самых эффективных мер поддержки автопрома.