Автор «Горячего снега» Юрий Бондарев признан современным классиком

Жюри премии «Ясная Поляна» отметило «хороший русский язык» современной отечественной литературы
Олег Кармунин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

На церемонии вручения литературной премии «Ясная Поляна» часто произносилось слово «стабильность». По общему мнению членов жюри, смотр обращает внимание исключительно на художественную ценность представленных произведений, игнорируя скандалы, которыми порой грешит литературный цех. В шорт-лист главной номинации «XXI век» вошло шесть произведений, а победителем стал Евгений Водолазкин с романом «Лавр».

— Роман посвящен моей жене Татьяне, с которой мы приближаемся к серебряной свадьбе, — взял слово лауреат. — Она всегда является моим первым редактором. Именно она критически оценивает текст, выявляя в нем неточные даты и назидательные интонации. А я очень не люблю ошибаться в датах и учить людей.

Действие романа-победителя происходит в России XV века. Главный герой, знахарь, по ходу повествования несколько раз меняет свою сущность, проживая жизни псковского юродивого, иерусалимского паломника и отшельника.

— Это книга о Боге в человеческой жизни, — считает член жюри премии, писатель Валентин Курбатов. — Роман «Лавр» можно читать и три года, и 30 лет, он не торопится раскрывать свои тайны.

Церемония, проходившая в атриуме Большого театра, обошлась без громких слов. Члены жюри, которые на протяжении года знакомились с лучшими литературными произведениями страны, выходили на сцену и кратко рассказывали о претендентах на призы.

Содержание романа «Праздничная гора» Алисы Ганиевой, к примеру, удивит читателя, польстившегося на легкое название.

— В этой книге очень много страшных эпизодов, крови и безумия, — начал обзор романа о войне в Дагестане литературный критик Павел Басинский. — А «Праздничная гора» — это некий образ цветущего Дагестана, который иногда является глазам людей, а после исчезает. Эта книга очень важна именно для русского читателя. Сегодня мы много говорим о Кавказе, о различных политических дрязгах на его территории, но никто, кажется, не понимает культуру живущих там народов.

Роман Александра Кузнецова-Тулянина «Идиот нашего времени» явным образом отсылает к герою Достоевского и повествует о двух приятелях, один из которых становится преступником, а второй — успешным бизнесменом.

— Вечные темы — любовь, ревность, измену, смерть, предательство и дружбу — автор взял и швырнул в кипящий котел современности. При этом он не остался холодным наблюдателем истории, а сам бросился в этот чан и пережил все перипетии вместе со своими героями, — рассказал о номинанте писатель Алексей Варламов.

Книга Романа Сенчина «Информация» повествует о молодом рекламщике, который успешно трудится в офисе, пока обстоятельства не вынуждают его пересмотреть взгляды на жизнь.

Кроме того, в номинации «XXI век» были представлены роман «Тетя Мотя» Майи Кучерской и «Четыре с лишним года. Военный дневник» Олега Рябова.

В номинации «Детство, отрочество, юность» победил Юрий Нечипоренко с книгой «Смеяться и свистеть», которая, по его словам, посвящена «безопасному детству». А почетным «современным классиком» в одноименной номинации был назван автор «Горячего снега» и «Тишины» Юрий Бондарев. Премию Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и государственных премий СССР вручал министр культуры РФ Владимир Мединский.

— Каждый написанный роман — это познание самого себя, — начал свою философскую речь Юрий Бондарев. — На этом свете ничего не происходит просто так, ни жизнь, в которую мы попадаем, ни смерть, в которую мы уходим.

Члены жюри неоднократно упоминали о достоинствах нынешней отечественной литературы — большинство новых книг написано хорошим русским языком, без стилистических изъянов.

— Люди настолько выучились писать, что очень трудно понять, где написано лучше, а где хуже, — заключил литературный критик Лев Аннинский. — Так что определять нужно не по тому, кто лучше выстраивает фразы. Далеко не владение стилистикой определяет настоящего писателя, ведь, как мы помним, Тургенев писал гораздо правильнее, чем Лев Толстой.

Лауреат «Современный классики» получил 900 тыс. рублей, лучший автор современной прозы — 750 тыс. рублей, а победитель среди детских писателей — 300 тыс. рублей.