Бензин не влезает в трубу

Дефицит мощностей «Транснефтепродукта» в 2013 году увеличится в 2,5 раза, до 4,5 млн т бензина
Людмила Подобедова, Иван Петров
Фото: transnefteproduct.ru

В 2013 году компания «Транснефтепродукт» будет вынуждена ограничить прием в систему трубопроводов 4,4 млн т нефтепродуктов, хотя еще в прошлом году эта цифра составляла 1,7 млн т. Дефицит трубопроводных мощностей будет расти дальше и может стать серьезной проблемой для владельцев НПЗ, которые обещают к 2020 году увеличить производство бензина на 50%. Выходом из ситуации транспортная компания видит возможность финансирования строительства нефтепродуктопроводов за счет материнской «Транснефти».

С 2012 по 2020 год объемы производства светлых нефтепродуктов на отечественных НПЗ вырастут на 50%: с 117 млн до 175 млн т в год, следует из доклада начальника отдела стратегического развития «Транснефти» (контролирует «Транснефтепродукт») Расима Мингазетдинова (копия есть у «Известий»). Только в 2013 году инвестиции в модернизацию российских НПЗ оцениваются в 262 млрд рублей, а до 2020 года, по словам председателя правительства Дмитрия Медведева, должны составить 1,2 трлн рублей.

При этом система нефтепродуктопроводов, рассчитанная на транспортировку 30 млн т в год, уже сейчас, по данным «Транснефтепродуктопровода», работает на пределе своих мощностей. Ее доля в общем объеме транспортировки нефтепродуктов снижается — с 26,9% в 2010 году до 23,8% в 2012-м (основной объем приходится на железнодорожные перевозки и автотранспорт, причем тариф РЖД значительно выше). Причина увеличения дефицита мощностей — неудовлетворительное техническое состояние нефтепродуктопроводов и ограниченные объемы инвестиций в их развитие.

Нефтяники соглашаются, что ограниченные мощности нефтепродуктопровода — серьезная проблема для них. Так, по словам представителя «Лукойла», к 2016 году только на Нижегородском НПЗ производство бензина вырастет почти на 1,5 млн т, но как транспортировать дополнительные объемы, компания пока не знает. Ведь мощности РЖД ограничены, и перевозка в цистернах стоит дороже, чем перекачка по трубе.

Компания была бы заинтересована в строительстве нефтепродуктопровода со своего завода до Москвы. По мнению собеседника, варианты финансирования проекта могут быть различные: от средств «Транснефти» до совместного финансирования напрямую нефтяными компаниями — потребителями услуг транспортировки. Однако второй вариант по текущему законодательству невозможен, ведь нефтяные компании не имеют права владения магистральными трубопроводами.

По словам источника в «Роснефти», компания рассматривает любые способы транспортировки нефтепродуктов в зависимости от целесообразности решения тех или иных бизнес-задач. Однако он признает транспортировку по трубопроводам наиболее выгодным вариантом и говорит, что для нужд растущей добычи нефти и ее переработки внутри страны модернизировать нефтепродуктопроводы нужно, но за чей счет это делать, он прогнозировать затруднился.

По словам представителя «Транснефти» Игоря Демина, выходом из ситуации могло бы стать решение правительства, позволяющее компании оплачивать расходы «Транснефтепродукта» на строительство новых мощностей. «Транснефть» могла бы привлекать более дешевые кредиты, чем ее дочерний «Транснефтепродукт», то есть общие расходы на строительство новых трубопроводов были бы ниже.

Правда, такая политика наверняка приведет к снижению прибыли «Транснефти», а значит, и к уменьшению выплат дивидендов собственнику компании — государству.

Кроме того, можно было бы немного увеличить тариф на прокачку по новым нефтепродуктопроводам. Также, говорит Демин, целесообразно было бы отменить привязку тарифа на прокачку бензина к железнодорожному тарифу (сейчас они составляют 70% от тарифа РЖД). При этом он уверяет, что тарифообразование на транспортировку нефтепродуктов не влияет на цену на бензин для населения.

Иными словами, бремя доплат должно лечь на нефтяные компании, которые и так жалуются на тарифы «Транснефти». И по-прежнему тщетно добиваются от трубопроводной монополии информации, как формируется ее тариф. Об этом, в частности, в минувшую субботу на встрече с журналистами напомнил президент «Роснефти» Игорь Сечин.

На экспертном совете «Транснефти» было заявлено, что общий объем программы по модернизации нефтепродуктопроводов на 2014–2018 годы должен составить 152,7 млрд рублей. Эти затраты учитывают лишь проекты, уже включенные в генеральную схему развития нефтяной отрасли до 2020 года.