Центробанк вложился в «новую Москву»

Регулятор после покупки пакета ПИФа получил участок в Подольском районе Московской области
Александра Баязитова, Татьяна Ширманова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Исакова

Центробанк впервые инвестировал деньги в паевой инвестиционный фонд: регулятор консолидировал 100% паев рентного паевого фонда «Содружество». По мнению экспертов, сделка противоречит закону о Центральном банке, а вложение средств может обернуться для него убытком в 150–200 млн рублей. Депутаты Госдумы обещают устроить проверку подобных инвестиций.

Информацию о том, что ЦБ приобрел около 2 тыс. паев рентного паевого инвестиционного фонда недвижимости «Содружество», на своем сайте раскрыло Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Сделка прошла в рамках распродажи имущества ликвидируемого АМТ-банка: на объявленном АСВ тендере ЦБ стал единственным участником и купил этот актив за 18,3 млн рублей (9,5 тыс. рублей за пай).

Как рассказал «Известиям» источник, близкий к Банку России, в результате этой сделки регулятор консолидировал 100% (порядка 60 тыс.) паев этого фонда и стал его единственным участником. 97% паев этого фонда достались банку еще в прошлом году во внесудебном порядке: по изначально беззалоговым кредитам на 820 млн рублей АМТ-банку их предоставили Центробанку компании, связанные с основным владельцем АМТ. Единственное имущество фонда — 76,4 га земли для малоэтажного строительства в «новой Москве» — находится в Подольском районе Московской области.

По мнению экспертов, такая инвестиция вызывает много вопросов.

— Я впервые слышу, чтобы ЦБ интересовался паевыми инвестиционными фондами, — говорит генеральный директор управляющей компании «КапиталЪ ПИФ» Роман Шемендюк. — Паи ПИФа — не самый ликвидный актив, а Центробанк в рамках процедуры банкротства заплатил за него «живыми деньгами».

Кроме того, под вопросом и юридическая чистота сделки. После покупки паев ПИФа, у ЦБ возник конфликт интересов. Как отмечает президент Национального платежного совета Алексей Саватюгин, после присоединения Федеральной службы по финансовым рынкам к Центробанку именно он теперь регулирует эту отрасль.

При этом ст. 4.1 закона о ЦБ регулятор прямо обязывается реализовывать политику по предотвращению конфликта интересов.

— Мы принимали в прошлом году эту норму для того, чтобы она исполнялась, — возмущается глава комитета по финансовым рынкам Госдумы Наталья Бурыкина. — И обязательно поставим этот вопрос, когда новый председатель ЦБ будет отчитываться перед Госдумой.

В ЦБ нарушений не видят: как сообщили в пресс-службе, «вопрос о конфликте интересов был «решен на самом высоком уровне». Подробности сделки пресс-служба раскрыть отказалась.

Но, по словам члена комитета по финансовым рынкам Бориса Кашина, в принципе позицию регулятора можно понять. Ведь консолидировав 100% паев фонда, ЦБ может полностью ими распоряжаться без оглядки на других пайщиков.

— Однако если было нарушение закона, виновные должны быть наказаны, — говорит он.

Впрочем, даже если ЦБ обратит землю в собственность и продаст ее по рыночной цене, инвестиция также выглядит сомнительной: в любом случае регулятору придется зафиксировать убыток в 150–200 млн рублей. Согласно бухгалтерской отчетности «Содружества», при формировании ПИФа земля оценивалась всего лишь в 585 млн рублей, а его паи обошлись регулятору почти в 840 млн рублей.

— Это довольно странная инвестиция, — резюмирует зампред комитета по бюджету Госдумы Оксана Дмитриева. — При выборе аудитора Банка России мы обязательно будем настаивать на всесторонней аудиторской проверке этой сделки.