Энн Энрайт написала негромкий роман о супружеской измене

В книге лауреата Букеровской премии старомодный сюжет заиграл свежими красками
Артем Липатов

Имя ирландки Энн Энрайт впервые громко прозвучало в начале 90-х годов прошлого века, когда вышел ее дебютный сборник рассказов «Портативная девственница». Тогда книга удостоилась внимания знаменитой Анджелы Картер, назвавшей ее «элегантной, тщательно выписанной, умной и не в последнюю очередь очень оригинальной».

Энн изучала философию в дублинском Тринити-колледже, работала продюсером в национальной ирландской телекомпании RTE, затем ушла с работы и начала писать прозу. Первый роман Энрайт, «Парик моего отца», принес ей номинацию на литературную премию Irish Times, а четвертый, «Собрание» — история о большой семье, переживающей самоубийство одного из ее членов, — Букеровскую премию 2007 года (тогда она обошла, в частности, Иэна Макьюэна).

В России имя ирландской писательницы почти неизвестно (перевод «Парика моего отца» был издан небольшим тиражом в 2000 году). Судя по всему, сейчас ситуация коренным образом изменится — только что на русском языке вышел прошлогодний роман писательницы «Забытый вальс».

Британские критики в один голос твердят, что эта книга напрямую наследует «Госпоже Бовари» и «Анне Карениной». Утверждение отчасти верно, но исключительно с формальной точки зрения.

Да, «Забытый вальс» — простая история о неверности и ее последствиях, а Флобер и Толстой своими книгами рушили стены условностей, ломали ситуацию, когда говорить об измене было неприлично, а сам факт адюльтера приравнивался к преступлению против общества.

За сто с лишним лет ситуация коренным образом изменилась — однако ирландская писательница сумела найти точный и современный подход к ставшей, казалось бы, старомодной теме.

Героиня романа, Джина Мойнихан, — ирландка чуть за тридцать, работающая в IT-индустрии. История ее грехопадения рассказывается от ее лица и в ретроспекции — Джина сегодняшняя вспоминает, как произошла первая встреча с будущим возлюбленным. Банально, на барбекю, устроенном по случаю новоселья ее сестры. Говорит о встречах в неизвестных отелях. О непростых отношениях с его 11-летней дочерью, простирающихся от почти ненависти до почти любви.

В сущности перед нами разворачивается повседневный сюжет, в котором нет ни смерти, ни трагедии, но именно в этом кроются его прелесть и притягательность. Вместе с Джиной мы идем непростыми путями человеческого сердца, и Энн Энрайт расцвечивает их парадоксальными наблюдениями, умелым балансированием на тонкой грани между комедией и трагедийным пафосом, психологией и физиологией.

«Забытый вальс» — книга о том, как важно всё, что происходит с человеком и в человеке. Собственно говоря, именно внимание к мелочам, деталям и потрясающая точность в их описании делают роман Энрайт совершенно необходимым читателю.