Американцы формируют коалицию для удара по Сирии

Свержение режима Асада станет прелюдией, на очереди — Иран, считают эксперты
Мария Горковская, Игорь Являнский
Фото: REUTERS/Muzaffar Salman

США, как сообщают американские СМИ, якобы уже завершают подготовку двухдневной операции, в ходе которой будут нанесены точечные удары по военным объектам Сирии. У ее берегов находится военно-морская группировка в составе четырех американских авианосцев, на вооружении которых состоят 400 крылатых ракет. Отмечена активность на британской военной базе, расположенной на Кипре. Греческие источники утверждают, что Вашингтон направил в Афины запрос на использование двух военных объектов — базы Суда на Крите и аэродрома Каламата на полуострове Пелопоннес. В распоряжении формирующейся антиасадовской ударной группировки — военные объекты Турции, о чем заявила официальная Анкара.

Однако эксперты полагают, что все более вероятный удар по Сирии, который может быть произведен под предлогом применения Асадом химоружия, — это только прелюдия. Следующий на очереди — Иран.

— Эта страна с ее ядерной программой изначально была у американцев на прицеле, — считает специалист по отношениям ЕС и Ближнего Востока из парижского Института международных и стратегических отношений Дидье Бийон. — Падение близкого Тегерану сирийского режима, который никогда не прогибался под Вашингтон, снимет последний барьер на этом направлении.

С французским экспертом согласен президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер.

— Запад реализует на Ближнем Востоке концепцию step by step (шаг за шагом), звеньями которой являются Сирия и Иран, — уверен он. — Ее конечная цель — последовательное устранение сильных игроков в регионе, чтобы обеспечить получение прибыли от военных заказов и восстановления разрушенной боевыми действиями инфраструктуры, а также контроль над стратегическими резервами энергоносителей.

По его словам, происходящее свидетельствует, что «стилистика Версальских договоренностей окончательно утрачивает свою актуальность». К Совбезу ООН никто не прислушивается, а «мир вернулся к Средневековью, когда любая сверхдержава с позиции силы плюет на вопросы международного права».

И в данной ситуации у Тегерана, по мнению эксперта, остается единственная надежда на спасение — ускорение работ по созданию атомной бомбы. Однако именно этот порыв и может стать основанием для силовой операции Запада.

Правда, для ее начала у Вашингтона пока нет повода. Тегеран не отказывается сотрудничать с МАГАТЭ и допускает на свою территорию его инспекторов. Он участвует в переговорах с международной «шестеркой» по своей ядерной программе. Наконец, на днях в СМИ появились данные МАГАТЭ о том, что Иран приостановил работы по обогащению урана до уровня 20%.

— Но при всем этом иранское руководство ранее неоднократно заявляло, что не останется безучастным в случае военного удара по Сирии. Такой шаг, по мнению Тегерана, приведет к «моментальному расползанию военных действий по всему Ближневосточному региону», — говорит руководитель Центра исследований арабского мира университета Майнца Гюнтер Майер.

Уже сейчас на стороне Асада задействованы добровольцы из корпуса Стражей исламской революции. Через Иран проходят финансовые потоки в интересах Дамаска, осуществляются поставки оружия и снаряжения для сирийского режима. В случае открытого военного вмешательства это сотрудничество будет моментально активизировано. И Запад вполне может представить его как угрозу собственным интересам, считает Майер.

— Благодаря хорошей работе своих спецслужб США умело управляют Ближневосточным регионом «в ручном режиме». При желании повод для операции против Ирана Вашингтону будет отыскать несложно, — уверен зампредседателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Рудик Искужин. — В частности, американцы могут разыграть израильскую карту.

Воспользовавшись сложившейся ситуаций вокруг Сирии, Тель-Авив вполне способен осуществить свою давнюю угрозу — нанести удар по иранским ядерным объектам. Ну а США при этом вмешаются, чтобы защитить своего союзника — Израиль, предположил Искужин.

Правда, на время возможного военного удара по Сирии Вашингтон все же решил подстраховаться и попытаться добиться от Тегерана временного нейтралитета. Именно таким стремлением можно объяснить срочный визит в Иран спецпосланника ООН, а в прошлом советника американского Госдепартамента Джеффри Фельтмана. Он якобы должен передать иранцам некие «неопровержимые доказательства причастности сирийских властей к последней химической атаке под Дамаском».