Джордж Дюк — ткач собственной мечты

В альбоме Dreamweaver легендарный музыкант прошелся по всей своей стилистической палитре
Артем Липатов

Клавишник и вокалист Джордж Дюк, скончавшийся в лос-анджелесском госпитале св. Иоанна в начале августа, был личностью уникальной: не многим музыкантам его уровня — заметим, высочайшего — довелось оставить столь заметный след одновременно в джазе, роке и поп-музыке.

В самом начале своей карьеры он работал с вокалистом Элом Джерро, затем увлекся джаз-роком, что вылилось в записи со знаменитым скрипачом Жан-Люком Понти, сотрудничал с саксофонистом Кэннонболлом Эддерли, играл в составе группы рок-авангардиста Фрэнка Заппы, работал в дуэте с басистом Стэнли Кларком.

Продюсерский послужной список Дюка тоже восхищает: в нем присутствуют певицы Ди Ди Бриджуотер и Глэдис Найт, трубач Майлз Дэвис, группы The Pointer Sisters и Take 6. В последние годы он был частым гостем в Москве: гастролировал со старым товарищем Элом Джерро, сотрудничал с Ларисой Долиной и Игорем Бутманом. Как при такой активности он умудрялся записывать альбомы, совершенно непонятно, а их тем не менее вышло больше 30.

Последний, получивший название Dreamweaver (в переводе — ткач мечты), вышел менее чем за месяц до смерти музыканта. Он посвящен памяти жены Дюка, Коринны, за год до этого скончавшейся от рака. Удивительно, но в этой работе замечательный пианист и клавишник смог пройтись буквально по всей своей стилистической палитре — от акустического джаза в пьесе Stones Of Orion до неосоул-джаза в композиции Trippin, от фанка в авторской версии кантри-хита Happy Trails до бескомпромиссного синтезаторного фьюжна в Brown Sneakers — и не превратить его в эклектичную выставку достижений.

Конечно, последний альбом Дюка вряд ли можно назвать безусловным шедевром — здесь присутствует несколько необязательных вещей. Стоит также заметить, что Dreamweaver отчасти сделан из старых заготовок — так, прекрасная ритм-н-блюзовая баллада Ball And Chain записана вместе с вокалисткой Тиной Мари в 2010-м, а инструментальный Burnt Sausage Jam — еще в 2002-м.

Однако по большому счету это не сказалось на результате: альбом получился цельным, ярким и на редкость оптимистичным. Видимо, дело тут в личности самого Дюка — человека веселого и жизнелюбивого.

Упомянутая ковбойская баллада Happy Trails завершает последнюю работу музыканта. Ее Дюк адресовал жене, и в ней есть такие слова: «Что нам до облаков, когда мы вместе, — ведь твоя песня и улыбка приносят солнце. К тебе ведут счастливые следы — к тому мгновению, когда мы снова встретимся». Слушая этот альбом, хочется верить, что так и случилось.

George Duke — Dreamweaver (HeadsUp, 2013)