Высокие отношения

Вертолетное такси станет доступным
Юлия Зеленина
Фото: ИТАР-ТАСС

Обратите внимание, на авиасалоне МАКС-2013 будет представлено сразу несколько новых моделей вертолетов, предназначенных для перевозки пассажиров. Так что очередной этап развития транспортного сообщения неизбежно приведет к тому, что экзотический до сих пор вид транспорта – вертолетное такси – станет таким же обыденным и привычным, как и любой другой. К такому мнению склоняются практически все специалисты и в области авиационной индустрии, и в сфере транспортного обслуживания.

Сегодня все уже забыли, но в СССР вертолетное такси было распространено повсеместно, – напоминает коммерческий директор вертолетной компании «Аэросоюз» Максим Благодатский. – Просто тогда все перелеты оплачивало преимущественно государство, а сегодня это делают сами граждане».

По словам эксперта, стоимость часа полета на вертолете составляет 24–25 тыс. рублей. Казалось бы, дорого! Однако от Мякинино, где расположен большой выставочный центр «Крокус Экспо», до аэропорта Шереметьево время в пути – 8 минут, и один пассажир за полет в трехместном вертолете платит 2–2,5 тыс. рублей. Учитывая, что таксисты на автомобилях просят за этот путь от 1000 до 2000 рублей, лететь получается куда выгодней, чем ехать!

Из фантазии в реальность

Уже сегодня на работу летают не только президент и премьер-министр России, но также и крупные бизнесмены, и даже жители коттеджного поселка, например, расположенного в 25 км от Москвы. «До ближайшего метро мы довозим их всего за 5 минут, при этом стоимость перелета – 3000 рублей с человека», – отметил Максим Благодатский.

Чтобы летать было проще, на крыше одного из павильонов «Крокус Экспо» недавно был открыт первый в России хелипорт (по аналогии с аэропортом). В нем есть зал ожидания, зоны досмотра и регистрации, бизнес-центр и полноценная зона отдыха. В транспортной доступности от хелипорта находятся МКАД, проспект Маршала Жукова, переходящий в Новорижское шоссе, яхт-клуб «Крокус Сити» и даже новая станция Московского метрополитена «Мякинино».

«Сегодня поездка на вертолетном такси из фантастики превращается в реальность», – считает Александр Калачев, заместитель председателя правления Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ). С 2005 года, когда вертолетное такси впервые появилось в России и перевозило пассажиров лишь из одного аэропорта столичного региона в другой, АВИ добивается открытия летного пространства над Москвой. Сегодня, для того чтобы пролететь над мегаполисом, надо пройти через огромное количество сложнейших разрешительных процедур и согласований. В результате в Москве существует порядка 20 вертолетных площадок, однако реально действует из них только 4–5. «Сфера деятельности вертолетного такси существенно расширится после того, как запрет на полеты над Москвой будет отменен», – уверен Александр Калачев. По его мнению, граждане смогут летать не только на работу в бизнес-комплекс «Москва-Сити», но и на отдых – в обновленный парк Горького, например, где есть все условия для размещения вертолетной площадки.

Способ заманить туристов

Кроме того, вертолетное такси – одно из востребованных и перспективных направлений развития туризма в столице. А пока над Москвой летать по-прежнему нельзя, этот бизнес активно развивается в Новосибирске, где недавно заработали сразу четыре маршрута для туристов, желающих свысока обозреть бескрайние просторы Сибири. Поднявшись в воздух с площадки около Дмитровского моста, можно пролететь над всеми мостами города (включая недостроенный третий) и плотиной ГЭС, над Обским морем и Бердским заливом, а также приземлиться на площадке одного из двух яхт-клубов – «Роял Марин» или «Аква-Лэнд» – в соседнем с Новосибирском городе Бердске. При этом 10-минутный перелет до Бердска (в трехместном вертолете) будет стоить 11 тыс. рублей, а самая долгая экскурсия – 40 минут в небе над Обским морем – 31 тыс. рублей.

В Подмосковье также планируется развивать вертолетный туризм, для чего компания «Аэросоюз» заключила с правительством Московской области соглашение о строительстве на территории региона 10–12 новых вертолетных площадок в ближайшие три года. По словам Максима Благодатского, уже сегодня туристы охотнее перемещаются по воздуху, чем по земле, в такие близлежащие города, как Владимир, Суздаль, Ярославль или Иваново. Пользуются активным спросом туристические полеты вокруг Москвы, по городам Золотого кольца, на охоту и рыбалку, на Селигер и в Санкт-Петербург.

По словам специалистов, сегодня мощности уже существующей вертолетной инфраструктуры и самих имеющихся у специализированных компаний вертолетов задействованы лишь на треть. «В небе Нью-Йорка ежегодно совершается 70 тыс. вертолетных операций, а над Москвой – лишь 100. Да и те в большинстве случаев по медицинской или спасательной необходимости, – сетует Александр Калачев. – А ведь Москва как мегаполис ничем не меньше и не хуже того же Нью-Йорка или Гонконга, где полет на вертолете – обычное дело практически для любого человека». Эксперт уверен, что в отдаленном будущем мы будем, как в фантастических романах, не переезжать из района в район столицы, а перелетать – стартуя и приземляясь на крышах многоэтажных небоскребов. Тем более что уже более 6 лет действует положение, по которому ни одна проектная документация высотного здания не утверждается, если в плане не предусмотрена вертолетная площадка. «Они точно есть на многих крышах, – говорит Калачев, – только ими никто не пользуется».

Прямо с крыши дома твоего

Подтверждая прогнозы на светлое будущее вертолетного такси в России, совсем недавно девелоперская компания «Территория» заявила о появлении в 2015 году в Химках нового вида транспорта. По словам представителей компании, проект жилого комплекса бизнес-класса «Правый берег» в этом подмосковном городе предусматривает две вертолетные площадки, оборудованные по современным стандартам. Более того, перед сдачей комплекса в эксплуатацию в декабре 2014 года будет получен паспорт вертолетных полетов, который позволит совершать регулярные рейсы. Девелоперы полагают, что стоимость полета на вертолетном такси от жилого комплекса до аэропорта Домодедово и обратно составит около 8 тыс. рублей с человека, что вполне по плечу покупателям жилья в этой новостройке.

«В Подмосковье вообще много объектов, транспортное сообщение с которыми наиболее оптимально по воздуху», – отмечает Максим Благодатский. Это гольф и яхт-клубы, коттеджные поселки, санатории и пансионаты – в большинстве из них или уже есть собственные вертолетные площадки, или их строительство планируется в ближайшее время.

Дело за малым – так же как и в такси наземном: оптимизировать процесс работы вертолетного такси за счет конкуренции и растущего спроса на этот транспорт. «За подачу такси к подъезду вы сегодня не платите, – объясняет эксперт. – А ведь было время, когда оплачивали и время подачи, и каждую минуту ожидания, помните? Так же и с вертолетом: сейчас пассажирам приходится платить и за то, что вертолет прилетит за ними, и за то, что обратно возвращается пустой...» А когда спрос на услуги вертолетного такси будет расти, тогда и цена понизится, и качество услуг повысится. В общем – все, как в любом бизнесе, который с годами расширяется и набирает обороты!

Окно в будущее

Вертолетное такси – пожалуй, «самый гонконгский» вид транспорта, этот город небоскребов с высоты орлиного полета открывается туристам лучше всего. Хели-индустрия в Гонконге уже достаточно развита, и над мегаполисом регулярно курсирует 12-местный экскурсионный вертолет с прозрачным днищем. Через это «окно в будущее» любой желающий за $370 целых 30 минут может любоваться городом XXI века. Перелет из Гонконга в соседний Макао или на материк обойдется в $480.

Посмотреть на свободу сверху

Вертолетный тур по небу Нью-Йорка позволит увидеть самые удивительные и захватывающие виды города. К статуе Свободы можно подлететь так близко, что, кажется, еще чуть-чуть – и ухватишь ее за факел. За время полета есть возможность увидеть знаменитые здания «большого яблока» – Empire State Building, Chrysler, Woolworth, Met Life, а также остров Ellis, гавань Нью-Йорка, мост имени Джорджа Вашингтона и всеми любимый Центральный парк.Есть несколько вариантов экскурсий на вертолете:– «Большое яблоко», 12–15 минут, $150 с человека– «Нью-Йорк, Нью-Йорк», 16–20 минут, $215 с человека– «Романтика над Манхэттеном», аренда всего вертолета, 20 минут, $995

Чудеса по-сибирски

Вот такую программу предлагают путешественникам вертолетные клубы Новосибирска:1. Встреча гостя на вертолетной площадке.2. Приветственный чай/кофе.3. Знакомство с пилотом, инструктаж по технике безопасности.4. Пилот рассаживает пассажиров на борт вертолета в зависимости от полетных требований.5. Полет 60 минут над Новосибирском до Академгородка и НСО на вертолете «Робинсон».6. Приземление, обмен эмоциями.Общая продолжительность мероприятия – 1,5 часа, количество участников – от 1 до 3 человек, цена вопроса – 45 тыс. рублей.