После пятничной молитвы 16 августа в Египте вновь начались столкновения сторонников свергнутого президента Мухаммеда Мурси и армии, поддерживающей полицию. Тысячные толпы cобрались на площади Рамзеса рядом с железнодорожным вокзалом Каира.
— Всё, чего хотели сторонники Мурси, — это устроить мирную демонстрацию по всей стране, чтобы выразить свой протест против резни, случившейся 14 августа, — сказал представитель Партии свободы и справедливости, политического крыла исламистского движения «Братья-мусульмане» Мухаммед Судан. — Мы будем продолжать протесты по всей стране, чего бы нам это ни стоило. Это должно стать примером для всего международного сообщества, как надо бороться с геноцидом.
По словам Судана, за два последних дня погибли не менее 2,6 тыс. человек и ранены более 10 тыс. Официальные власти заявляют о 500–600 погибших.
Египет окончательно раскололся на две части после событий последних дней, когда военные жестоко подавляют протесты, используя слезоточивый газ, боевые патроны и тяжелую технику.
На одном полюсе оказались исламисты, требующие освободить из-под ареста и восстановить в должности президента Мурси, поскольку он был избран всенародным голосованием и военные незаконно отстранили его от власти.
На другом полюсе — военные, либералы, сторонники светского государства и оказавшиеся с ними в одной упряжке египетские христиане-копты, у которых исламисты за последние дни сожгли порядка 70 церквей.
— Требования демократии в Сирии переросли в гражданскую войну, и в Египте пока события развиваются примерно по тому же сценарию, — считает эксперт турецкого Центра стратегических исследований Ближнего Востока Ойтун Орхан. — Исламисты сейчас в Египте показывают свою силу, а власти — свою. То же самое пытался сделать президент Сирии Башир Асад, разгоняя демонстрации.
Уступать сейчас никто не хочет, говорит эксперт, а точка примирения оказалась пройдена, когда военные пару дней назад решили использовать силу для разгона сидячих забастовок исламистов в Каире.
— Мы решительно настроены на то, чтобы сместить режим Высшего военного совета Египта во главе с генералом Абдулом аль-Сиси, — подтверждает представитель «Братьев-мусульман» Махмуд Закзук. — Мы не остановимся, пока власть не будет принадлежать «Партии свободы и справедливости».
Наряду с этим Закзук утверждает, что его сторонники не собираются прибегать к насилию и вандализму, а протесты носят исключительно мирный характер. Между тем 16 августа, передает Associated Press, четверо полицейских были убиты неподалеку от Каира в результате обстрела участка из гранатометов, а начальнику перерезали горло «в лучших традициях радикальных исламистских группировок», воюющих в Сирии. Кроме того, кто-то ведь сжег и разграбил 70 христианских церквей по всей стране.
— «Братья-мусульмане» хотят вбить клин между нами и последователями Пророка, — говорит представитель египетской коптской правозащитной организации «Союз молодежи Масперо» Антван Адель.
О том, что нынешние беспорядки были инспирированы исламистами, говорит, по мнению некоторых экспертов, и странное совпадение по времени между свержением Мурси и усилением атак бойцов радикальных группировок из сектора Газа на египетских военных. Другое дело, что вряд ли руководство исламистов ожидало столь жесткого ответа военных. Боевое оружие и танки применялись для подавления недовольства Хосни Мубараком, как и отцом нынешнего сирийского лидера Хафезом Асадом, но это было в 1970–1980-е годы. Возможно, организаторы противостояния военным рассчитывали, что в эпоху соцсетей и пиара армия не решится на стрельбу и применение военной техники.
Между тем сторонники светского демократического Египта из движения Tamarod (Восстание), поддержавшие отставку Мурси, теперь призывают жителей создавать народные комитеты, чтобы противостоять исламистам.
Как ни страшно это звучит, но если военные в ближайшие дни не усмирят толпу, а пойти на попятный они уже не могут, поскольку кровь пролита, то сирийский сценарий, по краю которого ходит сейчас Египет, может стать для него реальностью.
— Военные не боятся использовать оружие, а их оппоненты всё равно выходят на улицы. Ни одна из сторон не собирается уступать, — говорит Ойтун Орхан. — Сейчас есть два выхода. Либо «Братья-мусульмане» отзовут своих людей и все разойдутся по домам, либо давление со стороны армии будет нарастать.
— Самый возможный вариант, — считает эксперт, — что столкновения станут еще ожесточенней, политическая система Египта окончательно рухнет и начнется хаос.
Оазисом спокойствия остаются пока курорты Красного моря. Там находится сейчас более 40 тыс. россиян, и, по словам вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Барзыкина, никто из них не собирается прерывать отдых.
— Пока что на курортах спокойно, там даже отменили 15 августа комендантский час, через сутки после того как его ввели, — рассказал и.о. заведующего консульским отделом посольства РФ в Египте Заур Гусейнов. — Чартеры с туристами прилетают туда ежедневно по несколько штук, в каждом самолете в среднем 200 человек. Возможно, напуганные сообщениями о беспорядках россияне откажутся ехать в Египет, но спад турпотока станет заметен лишь недели через две.
Само российское посольство в Каире находится под охраной бэтээров, сотрудники выходят в город лишь в случае необходимости и передвигаются на машинах с дипномерами.