14 августа решением Министра культуры РФ Владимира Мединского на пост гендиректора единого федерального выставочного оператора РОСИЗО назначена Зельфира Трегулова, до этого работавшая замдиректора по выставочной деятельности Музеев Московского Кремля. О своих планах на новом посту г-жа Трегулова рассказала корреспонденту «Известий».
— Насколько неожиданным для вас было предложение министра Мединского?
— Абсолютно неожиданным. И я не сразу согласилась, Владимир Ростиславович долго меня уговаривал. Раньше я занималась масштабными выставочными проектами и мыслила их параметрами. Быть же руководителем такого сложного и большого учреждения — очень трудная задача, и это предложение требовало серьезных размышлений.
— В чем заключаются ваши задачи?
— В первую очередь нужно делать то, чего не делали в последние годы: создавать портфель проектов. Выставки — дело сложное, трудоемкое, их за несколько месяцев не сделаешь. А работать нам придется над проектами очень высокого класса, которые могут сопровождаться прекрасными каталогами, мультимедийными программами. Это первоочередная задача. Вторая задача — поиск специалистов: выставочных кураторов, менеджеров, которые могли бы осуществлять работу на современном уровне. То есть привлечение людей с богатым опытом, хорошим образованием, владеющих иностранными языками.
— Планируются масштабные кадровые перестановки?
— Речь не совсем о перестановках. На сегодняшний день в РОСИЗО просто нет штата высококлассных выставочных кураторов и менеджеров. Моя задача — создать этот штат. В виде ли постоянно работающих специалистов или сотрудников, нанимаемых по договору, — это мы будем обсуждать. Но, конечно, без формирования костяка единомышленников — людей, которые смогут тесно сотрудничать с крупнейшими музеями, центральными и региональными, — работать будет невозможно.
— Последние несколько лет о РОСИЗО почти не было слышно. Что сейчас представляет собой эта организация?
— В свое время РОСИЗО был оператором выставочной деятельности, осуществляемой Министерством культуры. Но в последние годы он эти функции утратил, как многие считали — навсегда. Хотя потом выяснилось, что эти 4–5 лет, когда РОСИЗО не было видно на сцене выставочной деятельности, происходила никому не заметная, но очень важная работа — по созданию инфраструктуры, обеспечивающей выставочную деятельность, и технического инструмента для этой деятельности. В здании РОСИЗО в Люблино были созданы прекрасные современные запасники, таможенная зона, хранилище реставрационных мастерских, соответствующее современным требованиям. Это достаточно серьезная база, чтобы можно было начать осуществление амбициозных задач, поставленных министерством и Владимиром Мединским.
— В основном РОСИЗО сделает акцент на зарубежной деятельности?
— РОСИЗО будет создавать выставочный продукт для показа и внутри страны, и за рубежом. Речь идет о больших комплексных или междисциплинарных выставках. О выставках, которые должны представлять нас в рамках годов России и российской культуры за рубежом. О выставках, которые будут демонстрироваться в рамках важнейших международных фестивалей. Это должны быть выставки, современные по замыслу и реализации. В стране сейчас не так много специалистов, которые могут это делать. Но мы будем работать в сотрудничестве с Минкультуры, с департаментом музеев и культурного наследия, с музейными сотрудниками, с привлеченными кураторами, которые имеют опыт создания оригинальных концепций. В чем, конечно, сегодня мы нуждаемся.
— Фонды РОСИЗО по-прежнему существуют?
— Они расположены в хранилище на Профсоюзной. Это очень интересное собрание живописи, декоративно-прикладного искусства, плаката и скульптуры 1930–1950-х годов. Там хранится то, что раньше находилось в архиве в Загорске, а также вещи, которые до 1953 года находились в крупнейших музеях страны. Мы уже успешно показывали их на выставках в Москве, Франкфурте, Риме.
— Министр Мединский сказал, что РОСИЗО будет заниматься закупками.
— Пока это лишь задумка, которую он озвучил и которая будет реализована через какое-то время. Но не случайно Владимир Ростиславович сказал об этом в последнюю очередь. Пока мы должны заниматься выводом выставочной работы на иной уровень, созданием выставок для показа за рубежом при участии российских музеев и, конечно же, программами в региональных музеях страны.
— Конкретная идея у вас уже есть?
— Прошло еще слишком мало времени. Все решения мы будем принимать коллегиально: и с музеями, и с сотрудниками департаментов министерства. На собраниях будут обсуждаться темы, идеи, варианты. Когда же люди слишком много говорят о планах — особенно уверенно и смело в первые же моменты назначения на должность, — это выглядит как-то легковесно.
Справка «Известий»
Зельфира Трегулова родилась в 1955 году в Риге, в 1977-м окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ, в 1981-м — аспирантуру. С 1984 по 1997 год работала во Всесоюзном художественно-производственном объединении им. Е.В. Вучетича, занималась организацией крупных международных выставок, среди которых «Москва: сокровища и традиции», «Великая утопия. Русский и советский авангард. 1915–1932», «Москва–Берлин», «Александр Родченко» и др. До августа 2013 года занимала должность заместителя директора Музеев Московского Кремля.
Федеральное государственное учреждение «Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО» было создано в 1959 году при Минкультуры РСФСР. Главной задачей ведомства была организация выставок из собраний музеев страны, направленных на популяризацию классического и современного художественного наследия отечественных мастеров, а также госзакупки произведений искусства и их распределение по музеям страны. РОСИЗО поручено хранение собрания Министерства культуры СССР.