Минвостокразвития требует новых полномочий

Министерство, не раз подвергавшееся критике правительства и президента, добивается контроля над другими ведомствами
Мария Кунле
Фото: minvostokrazvitia.ru

Министерство по развитию Дальнего Востока просит предоставить ему контроль за деятельностью территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Соответствующий проект указа президента (копия документа есть в распоряжении «Известий»), разработанный самим министерством, сейчас представлен на общественное обсуждение.

Ведомство Виктора Ишаева предлагает внести изменения в президентский указ от 21 мая 2012 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти», которым и было создано Минвостокразвития. Тогда ему были предоставлены полномочия по координации федеральных целевых и госпрограмм управлению федеральным имуществом. Но этим министерство довольствоваться не хочет.

«В целях осуществления единой системы управления на территории Дальневосточного федерального округа и повышения эффективности мероприятий, реализуемых ФОИВ предлагается наделить Минвостокразвития функцией по координации деятельности ФОИВ и их территориальных органов на территории Дальнего востока», — говорится в пояснительной записке к проекту указа. В том числе министерство требует передать ему контроль за теми органами власти на Дальнем Востоке, которые подчиняются другим федеральным ведомствам — к ним относятся Росреестр, Росимущество, Фонд содействия развитию жилищного строительства и другие структуры.

Это позволит «сформировать систему комплексного мониторинга осуществления ФОИВами (их территориальными органами), а также органами государственной власти субъектов РФ своих полномочий, повысить эффективность взаимодействия между ними, качество контроля и оперативность при принятии управленческих решений», — отмечает Минвостокразвития в пояснительной записке.

— Минвостокразвития как органу, отвечающему за модернизацию целого макрорегиона, объективно нужны полномочия по координации и контролю за территориальными подразделениями других федеральных министерств и ведомств — и это было очевидно с самого начала, — отмечает директор департамента региональных программ Фонда развития гражданского общества Виталий Иванов.

Но также ясно, что коллеги Виктора Ишаева по правительству не готовы делиться с ним полномочиями.

— В первую очередь речь идет о Минрегионразвития, чьи интересы были затронуты в наибольшей мере при создании Минвостокразвития, а также Минфина и Минэкономразвития, — говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский.

Впрочем, именно поэтому он полагает, что Ишаев не сумеет провести проект указа в том виде, в котором он сейчас представлен.

— Это очередной этап торга: Минрегионразвития выдвигает завышенные требования, остальные возмущаются. Я думаю, в конце будет найдено компромиссное решение, не предполагающее полного контроля, — говорит Туровский.

А у Ишаева, по всей видимости, свои резоны просить расширения сферы влияния — таким образом он, очевидно, надеется решить проблему неэффективности вверенного ему министерства, на которую ему не раз указывали. В середине июля на совещаниях, посвященных развитию дальневосточных регионов, Владимир Путин обрушился на сахалинских чиновников с критикой, обвинив их в бездействии, невыполнении своих поручений, а руководство Забайкальского края — в росте безработицы.

— Я хочу обратиться к вам, дорогие друзья: вы работать будете или нет? Это что такое? Мы уже встречались в некоторых регионах и обсуждали то, как мы работаем, каков стиль. Подавляющее большинство этих поручений перенесено на осень, — отчитывал региональных и федеральных чиновников глава государства.

— Если мы о чем-то договариваемся — это надо исполнять, — добавил он, отметив, что система управления на Дальнем Востоке работает не совсем эффективно.

Это был не первый раз, когда Путин раскритиковал чиновников, ответственных за развитие Дальнего Востока. Так, в ноябре 2012 года президент обвинил министерство развития региона в провалах в работе и предложил вернуться к идее создания госкорпорации.

Как сообщали «Известия», весной, еще до первого дня рождения Министерства по развитию Дальнего Востока, был поднят вопрос о целесообразности существования ведомства в связи со срывом подготовки госпрограммы социально-экономического развития восточных территорий. Правительство вернулось к идее концентрации функций в профильной госкорпорации.

Как выяснилось в ходе мартовского совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова, проект государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», являющейся, по сути, основным документом для работы ведомства, не был согласован ни с одним из ключевых министерств. В результате под угрозой срыва оказалось поручение президента Владимира Путина о подготовке госпрограммы развития Дальнего Востока в I квартале 2013 года.

— С Игорем Ивановичем (Шуваловым. — «Известия») мы это обсуждали, перед тем как встретиться. Думаю, что он прав. Не так уж и эффективно все работает, — отметил Владимир Путин в ходе июльского визита в Южно-Сахалинск.

Федеральный чиновник, знакомый с ситуацией, подтвердил, что разговоры о сворачивании министерства по-прежнему ведутся. Другой источник отметил, что речь в правительственных кругах идет о весьма близких перспективах — расформировать Минвостокразвития могут уже осенью.

— Требование новых полномочий похоже на последнее желание приговоренного перед казнью выучить турецкий язык, — заявил один из собеседников «Известий». — Но это какая-то очень запоздалая инициатива по реанимации министерства, надо было обсуждать это раньше.

Впрочем, министра развития Дальнего Востока Виктора Ишаева еще рано сбрасывать со счетов, уверены эксперты. Политолог Ростислав Туровский и вовсе считает, что не стоит ждать закрытия Минвостокразвития.

— У нас так быстро министерства не ликвидируются. Я вообще не слышал о том, чтобы его собирались закрывать, — заявил Туровский «Известиям».

В московском представительстве Минвостокразвития в четверг не стали комментировать ситуацию, а телефоны хабаровского офиса не отвечали.