Российские порты освободят от госрегулирования тарифов

Федеральная служба по тарифам считает, что порты перестали быть естественными монополиями
Олег Воробьев, Рустам Алыпкачев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) намерена отменить госрегулирование тарифов на погрузку, выгрузку, хранение груза и предоставление причалов в российских морских портах. Как следует из проекта соответствующего приказа службы, на первом этапе перемены коснутся балтийских морских портов, в числе которых Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Высоцк и Усть-Луга. Затем нововведения докатятся до черноморских и дальневосточных портов.

Поводом для пересмотра нормативов госрегулирования стали обращения Минтранса, ООО «Приморский торговый порт», ЗАО «Петербургский нефтяной терминал», ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», ОАО «Петролеспорт», ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Согласно заявлению тарифного ведомства, результаты проведенного исследования показали, что оказание услуг по перевалке груза в этих портах перешло из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Как сообщили «Известиям» в ФСТ, данное решение не означает полной отмены государственного регулирования деятельности балтийских портов. Эти порты не будут исключены из реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, и по-прежнему станут предоставлять отчеты об используемых тарифах.

— Подразумевается, что отмена регулирования тарифов на погрузку-выгрузку и хранение грузов поможет портам проводить гибкую тарифную политику и оперативно менять тарифы в соответствии с текущей экономической ситуацией и конъюнктурой рынка, — объяснил представитель ФСТ. — В то же время мы предполагаем, что сохранение действия законодательства о естественных монополиях позволит обеспечить прозрачность деятельности портов. Если с рынка поступят сигналы о завышении ставок — у ФСТ есть возможность вмешаться и быстро ввести ценовые ограничения без длительных процедур. Вообще это изначально была инициатива субъектов деятельности, они старательно пробивали это решение — сначала в Минтрансе, потом на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Сегодня мы не видим препятствий к реализации такой схемы, но и значительный положительный эффект от нее пока никем не доказан.

По словам представителя федеральной службы, с 2010 года ФСТ проводился эксперимент в Большом порту Санкт-Петербурга. В рамках этого пилотного проекта служба вела мониторинг финансово-хозяйственной деятельности порта, не утверждая напрямую ставок на погрузо-разгрузочные работы. Результаты эксперимента были признаны успешными. Предполагается, что в ближайшем будущем такой метод регулирования будет введен в основных портах Черноморского и Балтийского бассейнов, а также в ряде портов Дальнего Востока. Исключение составит только ограниченный список портов Крайнего Севера и Дальнего Востока, в которых условия для конкуренции отсутствуют.

Как объяснил «Известиям» начальник управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Рутенберг, идея отмены госрегулирования портовых тарифов отнюдь не нова.

— ФАС России предлагала отменить госрегулирование тарифов на перевалку грузов еще в 2007 году. Уже на тот момент в морских портах Дальневосточного и Северо-Западного морских бассейнов в целом сложилась конкурентная ситуация, так как услуги по погрузке-выгрузке оказывало достаточно большое количество хозяйствующих субъектов, — говорит Дмитрий Рутенберг. — При этом только часть из них подлежала госрегулированию, что не способствовало развитию конкуренции на рынке. В настоящее время ФСТ начала вносить соответствующие изменения, к сожалению, с некоторым запозданием.

В компании UCL Port (контролирует ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», Туапсинский и Таганрогский морские порты) считают, что для грузоотправителей резких изменений не произойдет — по крайней мере, в первое время.

— Отмена тарифного регулирования позволит стивидорам — компаниям, занимающимся погрузкой-выгрузкой в порту, — оперативнее реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, — объясняет представитель компании. — Однако, учитывая высокую конкуренцию среди стивидоров, на уровень ставок для грузовладельцев данное решение практически не повлияет. В частности, уровень тарифов будет соответствовать качеству услуг и спросу на перевалку.

В компании подчеркивают, что возможность определять уровень тарифов на свои услуги может стать для стивидорных компаний одним из механизмов конкуренции с портами Прибалтики, но не самым важным. Куда большее значение для грузоотправителя имеет наличие глубоководных терминалов, в том числе специализированных.

— Российские порты в течение долгого времени имели сложности с эффективным ценообразованием по сравнению с портами соседних европейских стран. В таких условиях европейские соседи получали неплохой доход, обслуживая транзитные грузы, — сообщил «Известиям» Ронни Винтер, генеральный директор ОАО «Транспортно-логистический комплекс», работающего в порту Усть-Луга.

Он также отметил, что за последние примерно 20 лет, прошедшие с момента распада СССР, недостаточная конкуренция вместе с ограниченной мощностью портов привела к сравнительно высокой стоимости портовых операций, замкнутых на отдельных терминалах.

Представитель другой крупной компании портовой отрасли Северо-Запада отмечает, что, к примеру, перевалка сжиженного газа и светлых нефтепродуктов уже работает в рамках конкурентного рынка.

— При этом возможное изменение регулирования, вероятно, несущественно отразится на ценах и географии грузопотоков сжиженного газа и нафты, поскольку и сейчас перевалка этих продуктов строится на взаимовыгодных рыночных условиях, — заключил он.