Королева Елизавета держит стиль, как Хелен Миррен

National Theatre Live показывает россиянам лучшие британские спектакли
Евгений Авраменко
Фото: ntlive.nationaltheatre.org.uk

В кинотеатрах страны продолжается проект National Theatre Live, представляющий на экране лучшие британские спектакли. На сей раз права «экранизации» удостоился спектакль «Аудиенция» режиссера Стивена Долдри с Хелен Миррен в главной роли, показанный в 22 городах России в рамках Летнего театрального фестиваля.

Согласно традиции, на протяжении своего правления Елизавета II еженедельно дает премьер-министру 20-минутную аудиенцию. Содержание встречи, по негласному правилу, строго конфиденциально. Вопреки этому Питер Морган, несколько лет назад написавший сценарий фильма «Королева» о той же Елизавете, попытался вообразить, о чем же могла говорить монархиня с премьерами.

Актриса Хелен Миррен, известная венценосными ролями и «Оскаром» за «Королеву», вновь в привычном образе. Но предлагаемые обстоятельства совершенно иные. Если в фильме все концентрировалось на событиях, происшедших после гибели принцессы Дианы, то в «Аудиенции» королева свободно проходит сквозь времена. Меняет возраст и, соответственно, облик — из 25-летней принцессы превращается в убеленную сединами главу монархии.

Действие происходит в основном в Букингемском дворце, который от Гилгуд-театра, где играется спектакль, отделяет несколько улиц. Пустое пространство, анфилады и мраморные колонны зрительно уменьшают фигуры героев. Два парадных креслах, повернутых друг к другу — главный элемент композиции. Двенадцать премьер-министров поочередно сменяют один другого, на подмостках истории неизменна только Елизавета.

Судя по регулярному смеху британских зрителей, диалоги написаны в лучших традициях английского юмора.

— Я хотел быть лишь заурядным премьер-министром, — сообщает один из посетителей.

— А почему вы считаете, что ваша мечта не осуществилась? — парирует королева.

Каждая аудиенция — это, по сути, микропьеса: со своей завязкой, крещендо, кульминацией и развязкой. Здесь нет моментов ударных и периферийных. Драматизм, даже трагизм, заложенный в роли Елизаветы, распылен в россыпи сценок. Зритель должен ощутить это, что называется, атмосферно, актрисе же, которой приходится в каждой сцене находить всё новые и новые оттенки, не позавидуешь.

Тем не менее Миррен справляется блестяще. Надевает темный парик — и на сцене молодая Елизавета. Старческая походка, накладной бюст и даже горб — и вот уже почетная старость. При этом всё в рамках вкуса и такта.

Миррен, пользуясь легкими красками, постоянно находит в своей героине новые качества, при этом в Елизавете, несмотря на все изменения, физические и душевные, есть неколебимое постоянство. Иронично раскусить премьер-министров для нее не составляет труда ни в 30, ни в 80 лет.

Она — олицетворение власти и силы, и явно неспроста в этой работе Миррен проглядывается ее прежняя роль — Елизавета Тюдор. Сцена же с Маргарет Тэтчер вызывает в памяти — ни много ни мало — шиллеровскую встречу двух королев.

В одном из эпизодов во время аудиенции неожиданно раздается музыкальный хит Oppa Gangnam Style и пожилая королева с ужасом понимает, что звуки — из ее сумочки. Премьер-министр показывает, как выключать айфон, а она с непониманием взирает на эту штуковину. Понять новинки Елизавете II уже не так просто, но никто не обвинит ее в неумении оставаться современной. По крайней мере, в исполнении Хелен Миррен.