У Литвы нет причин для экстрадиции задержанного россиянина в США

Адвокат Дмитрия Устинова считает, что американцы не предоставили доказательств вины его подзащитного в контрабанде военной продукции
Юрий Мацарский
Фото: РИА НОВОСТИ/Ирина Павлова

Вильнюсский окружной суд признал обоснованными притязания США на экстрадицию российского гражданина Дмитрия Устинова, находящегося сейчас под стражей в Вильнюсе.

Россиянин был арестован полицией Литвы 15 апреля в аэропорту литовской столицы по запросу США. Американцы обвиняют его в покушении на контрабанду военной продукции. Устинов, владеющий в России магазином для охотников и путешественников, заказал из Штатов 13 приборов ночного видения, которые поставщик обещал передать ему в Литве.

На основании этого обвинения Вашингтон потребовал экстрадиции Устинова для рассмотрения дела американским судом.

Этот вердикт, как сообщил «Известиям» его адвокат Дрясутис Загрецкас, будет обжалован. По словам защитника, в поступивших из США документах нет никаких доказательств вины его подзащитного.

— В представленных американцами документах содержится лишь маркировка продукции и ее обозначение как «оптические приборы». О том, какие именно приборы — военного, гражданского, двойного назначения, — нет ни слова. А ведь все обвинение строится именно на том, что Дмитрий пытался купить и вывезти за пределы США продукцию именно военного назначения. Но никаких подтверждений этому из Америки не получено, — сказал Загрецкас.

По словам адвоката, вильнюсский суд не занимался вынесением решения по вопросу, виновен Устинов или нет. В его задачу входило лишь определение обоснованности требования об экстрадиции. И, уверен защитник, принятое судьями решение не подкреплено никакой доказательной базой.

— Если даже американцы смогут доказать, что он совершил что-то подпадающее под их уголовное законодательство, но ненаказуемое в Литовской Республике, то суд не может принять решение о его экстрадиции, — пояснил адвокат.

Литовские политики неохотно комментируют дело Устинова, ссылаясь на незнание всех тонкостей. Так, экс-глава МИДа, а ныне зампред комитета по европейским делам сейма Гилис Повилас заметил лишь, что «вопросы экстрадиции иностранных граждан находятся вне компетенции исполнительной власти».

— Насколько мне известно, лишь суд может определить, есть основания для экстрадиции или нет. Ни МИД, ни премьер не уполномочены принимать такого рода решения. Судить же о том, насколько политически мотивировано или, наоборот, не мотивировано решение Вильнюсского окружного суда, я не могу, так как не знаю всех тонкостей, — сказал Повилас «Известиям».

Российский же МИД усмотрел политизацию дела Устинова, что следует из распространенного комментария уполномоченного МИД по вопросам прав человека Константина Долгова. В нем, в частности, говорится, что американские правоохранительные органы в данном случае и в других схожих эпизодах должны были «вступить в контакт с российскими коллегами, а не добиваться ареста наших граждан на территории третьих стран, подчас не гнушаясь откровенного политического давления».

Представитель внешнеполитического ведомства указывает на то, что США активно используется практика рассылки запросов в третьи страны на экстрадицию россиян, что противоречит заключенному между Россией и США еще в 1999 году договору о взаимной правовой помощи по уголовным делам.