Японский премьер нацелился на военную реформу

Победа правых на парламентских выборах открывает путь к изменению Конституции и созданию полноценной армии
Константин Назаренко
Фото: REUTERS/Yuya Shino

Правящая в Японии Либерально-демократическая партия (ЛДПЯ) в альянсе с правоцентристской партией «Новое Комэйто» получили на выборах 21 июля большинство в верхней палате парламента. Таким образом, на ближайшие 2–3 года премьер Синдзо Абэ обеспечил себе более или менее устойчивые позиции во власти. А это значит, что прекратится чехарда смены правительств, столь характерная для страны в последнее десятилетие.

Победа правых во главе с Абэ означает, что следует ожидать дальнейшего ужесточения позиции Японии в территориальных спорах с соседями, а также постепенного усиления военной составляющей в японской внешней политике.

— Абэ серьезно задумывается об угрозе суверенитету Японии, — говорит глава японского Исследовательского совета по национальной безопасности Сигэки Хакамада. — В Китае и КНДР его считают националистом, мечтающим о возрождении духа императорской Японии. Однако это не так. Абэ — рационалист, стремящийся сохранить влияние Токио в регионе с учетом усиления Пекина.

В настоящее время у Японии есть три крупных территориальных спора. С Россией — четыре острова Южно-Курильской гряды, с обеими Кореями — острова Токто (по-японски Такэсима) в Японском (по-корейски — Восточном) море, а главное — сильно обострившийся за последний год вопрос принадлежности островов Сенкаку (по-китайски — Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море. Архипелаг принадлежит Японии, однако Пекин считает это несправедливым и постоянно патрулирует окрестные воды, периодически нарушая японские морские границы. О напряженности ситуации говорит хотя бы тот факт, что с марта 2012-го по март 2013 года, согласно «Белой книге обороны Японии», японские истребители более 300 раз поднимались на перехват китайских самолетов. Это в два раза чаще, чем годом ранее.

С учетом такого количества проблемных точек порядка 50% населения Японии поддерживает идею пересмотра 9-й статьи Конституции, чтобы наконец был отменен запрет на собственную армию. Это положение было закреплено в составленном под диктовку США Основном законе в 1947 году.

— Мы хотим пересмотреть 9-ю статью не потому, что одержимы милитаристским духом. А потому что она не соответствует действительности, — поясняет Хакамада-сан. — По факту у Японии есть армия, наши войска участвуют в миротворческих операциях во многих горячих точках, корабли патрулируют Аденский залив в рамках международной кампании по борьбе с сомалийскими пиратами. Так почему же Силы самообороны не могут стать наконец армией и официально получить все соответствующие полномочия? В частности — право нанесения удара по базам противника в случае угрозы существованию нашего государства?

Впрочем, ожидать, что Токио уже завтра направит все силы на создание собственных полноценных вооруженных сил, не стоит. Главная задача Абэ сейчас — поднять экономику. Собственно, определенные успехи в борьбе с дефляцией, повышение биржевого индекса Nikkei, постепенное «разгребание» долга государства, составляющего 200% ВВП — вот главные причины популярности «абэномики», что и привело к победе правых на парламентских выборах.

— Но это не значит, что в долгосрочной перспективе Абэ откажется от усиления обороноспособности страны, — считает глава Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. — Он обязательно вернется к этой идее, если укрепит свой рейтинг с помощью экономических реформ.

Впервые за 11 лет запланировано повысить расходы на оборону. В бюджете 2014–2015 годов (в Японии финансовый год начинается 1 апреля) записано, что они должны вырасти на 0,7% и составить $46 млрд. Для сравнения, военный бюджет США — $600 млрд, Китая — по разным оценкам, от $81 млрд до $120 млрд, Южной Кореи — $28 млрд, России — $21 млрд.

— Учитывая накал страстей вокруг Сенкаку, есть реальная опасность военного столкновения Японии с Китаем, — считает военный эксперт Дмитрий Литовкин. — Кроме того, Токио очень беспокоит военно-техническое сотрудничество Москвы и Пекина и растущее напряжение в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. В таких условиях Абэ безусловно будет стремиться воссоздать японскую армию.

Правда, для этого ему придется привлечь на свою сторону немало оппонентов. По словам Кистанова, союзник ЛДПЯ по парламенту, партия «Новое Комэйто», очень осторожно относится к пересмотру Конституции. Также любые шаги в этом направлении вызывают возмущение Китая и обеих Корей. И даже США, главный союзник Токио, не горят желанием видеть возрожденную японскую армию.