Чик Кориа снова дежурит по джазу

Новый альбом The Vigl легендарного музыканта — дань европейским романтикам XIX века
Артем Липатов

В главной фортепианной триаде современного джаза, куда Чик Кориа входит вместе с Китом Джарретом и Херби Хэнкоком, у него совершенно особое место.

Джаррету классика подвластна едва ли не в той же степени, что и меланхоличный углубленный джаз, а Хэнкок, напротив, в последние годы склонен к фортепианным трибьютам и мультижанровым проектам с участием поп- и рок-звезд.

Кориа же, несмотря на амбиции в области крупных форм (свидетельство тому — прошлогодний концерт для джаз-квинтета и камерного оркестра Continents), вот уже много лет придерживается политики максимальной продуктивности и диверсификации форматов.

Так, в прошлом году, помимо упомянутого концерта, он выпустил дуэтную пластинку с давним партнером, вибрафонистом Гэри Бертоном и тройную коллекцию концертных записей последнего воплощения группы Return To Forever.

Собственно говоря, новый состав, давший название только что вышедшему альбому The Vigil, родился из квинтета, собранного для записи Continents; как минимум двое из его участников — барабанщик Маркус Гилмор и известный британский саксофонист Тим Гарленд — принимали в ней участие.

Весной к ним присоединились знаменитый контрабасист Крисчен Макбрайд и французский бас-гитарист Адриен Феро, молодой, но высоко ценимый критиками гитарист Чарльз Алтура, а также бас-гитарист Стэнли Кларк и саксофонист Рави Колтрейн в качестве гостей.

72-летний Кориа давно уже завоевал себе место в джазовом пантеоне; на его счету авторство нескольких пьес, ставших стандартами, знаковые записи в области авангардного джаза, фьюжна и джаз-рока, разнообразные групповые и дуэтные проекты. Однако The Vigil ничуть не похож на музыку убеленного сединами патриарха, да и язык не повернется назвать так человека, которого до сих пор именуют детской кличкой Цыпленок (chick).

Кориа всегда был музыкантом романтического склада, даже признавался в своей приязни к европейским композиторам-романтикам XIX века, и музыка нового альбома совершенно определенно подчеркивает именно эту особенность.

The Vigil — джаз того американского склада, от которого все больше отходят европейские музыканты. Джаз, построенный по классическим джазовым правилам, но учитывающий актуальные реалии.

Длинные композиции не превышают хронометража, за которым начинается концептуальность. Темы свежи и красивы особой красотой, свойственной музыке Кориа, неизменно раскрывающей происхождение музыканта (предки его были итальянцами).

Ну и, конечно же, чувствуется особая приязнь к южноевропейской и латиноамериканской музыке. Впрочем, со временем к ним прибавилась определенная сдержанность — Кориа обладает прекрасным чувством формы, позволяющим альбому не только не наскучить, но и оставить слушателя в состоянии некоторой неудовлетворенности.

The Vigil означает в том числе «бдение» и «дежурство». Можно сказать, что пианист Чик Кориа опять вышел на боевое музыкальное дежурство. С которого, впрочем, никогда не уходил.