Историю регионов будут сверять с Москвой

Пособия по истории национальных республик предстоит согласовать с будущим единым учебником для всей России
Павел Панов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

Минобрнауки России приняло решение до конца года разработать требования для новых учебников и учебных пособий по истории регионов. В будущем году их апробируют в пилотных регионах. По оценкам экспертов министерства, в исторической науке национальных республик нередко доминируют трактовки прошлого, увеличивающие вероятность этнических конфликтов. Проект должен стать частью выполнения президентского поручения по созданию единого учебника истории.

— Действующая модель преподавания региональной истории неэффективна, — пояснили «Известиям» в Минобрнауки. — Она не обеспечивает изучения этого предмета в контексте национального единства.

Данный вопрос обсуждается уже давно. В 2011 году в решениях Всероссийского съезда учителей истории и обществознания подчеркивалась необходимость разработки учебников и методических материалов, отражающих культурно-национальный компонент.

В феврале нынешнего года на заседании совета при президенте по межнациональным отношениям Владимир Путин отмечал роль школы в «формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, укреплении атмосферы взаимоуважения между ними».

— Надо решить вопрос, как будут сочетаться региональные учебники с единым учебником истории, — рассказал член общественного совета при Минобрнауки, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. — Сама по себе идея местного учебника не нова. К примеру, в столичных школах уже преподают такой предмет, как «Москвоведение». Но мы понимаем, что у Российской империи сложная история и ее трактовок достаточно много. Сейчас принята концепция «единых подходов» по данному вопросу. Можно попасть в ситуацию, когда трактовка общероссийского учебника и регионального будет расходиться. Этот вопрос необходимо проработать.

Школьный преподаватель и председатель Всероссийского профсоюза работников образования Андрей Демидов считает, что увязка регионального и федерального учебников истории не избавит от конфликтных ситуаций.

— Понятно, что единого «регионального учебника» не будет, но должны быть общие установки. Необходимо понять, как увязать местный уровень и федеральный. Однако конфликты не закончатся, у нас история конфликтная, и здесь не получится сгладить углы. Например, в Татарстане будет своя точка зрения на присоединение Казани Иваном Грозным. В кавказских республиках особое мнение о депортации времен СССР.

Специалист по этнической, кросс-культурной и политической психологии, руководитель Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ «Высшая школа экономики» Надежда Лебедева пояснила, что исторически сложные ситуации необходимо прописать в одном учебнике, но представить в нем мнения двух сторон конфликта.

Если информацию подавать однобоко, это и дальше будет формировать межнациональные конфликты, считает эксперт. К примеру, у многих кавказцев сейчас очень сильно выражена этническая самоидентификация и слабо — гражданская: они не рассматривают себя как россиян.

— Нужна консолидация всех народов, проживающих на территории России, чтобы в будущем избегать конфликтных ситуаций, — говорит Лебедева.