Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле 2 июля, в ходе переговоров в Берлине с украинским коллегой Леонидом Кожарой заявил, что темпы сближения ЕС и Украины во многом будут зависеть от развития событий вокруг Юлии Тимошенко. Он считает, что Киеву «необходимо решить проблему выборочного правосудия». Немецкий министр добавил, что, учитывая проблемы экс-премьера со здоровьем, ей необходимо разрешить выезд за границу для срочного лечения, например, в берлинскую клинику «Шарите».
Михаил Афанасьев, главврач харьковской больницы, где проходит курс реабилитации Юлия Тимошенко, 1 июля сообщил, что пациентка «не согласна проводить инвазивное лечение в медицинских заведениях на территории Украины». В переводе с медицинского это означает, что экс-премьер отказывается «от любого вмешательства, связанного с проникновением внутрь организма — будь то уколы, операции и прочие методы, при которых повреждаются кожный покров и другие оболочки тела». То есть она, по сути, объявила бойкот украинской медицине.
Ранее, 19 июня, на встрече президента Виктора Януковича с руководителями парламентских фракций, был поднят вопрос о возможности отправки Тимошенко на лечение за границу.
— Президент ответил, что он изучается в его администрации, а также в ходе консультаций с западными партнерами, — сказал тогда «Известиям» лидер «Батькивщины» Арсений Яценюк. — Как считает Янукович, для этого, возможно, предстоит изменить законодательство.
«Известия» поинтересовались, почему депутаты Верховной рады от оппозиции не инициируют внесение таких поправок.
— Никакого нового закона для выезда Тимошенко за границу не нужно. Никаких ограничений на этот счет в Конституции нет. Необходима только добрая воля президента, — считает депутат Сергей Соболев («Батькивщина»). — Если Янукович осознает, что «проблема Тимошенко» мешает нашей евроинтеграции, то решит ее в течение минуты, одним росчерком пера.
— Немецкие врачи говорят, что Юлия Владимировна нуждается в срочной операции. Если у Януковича есть хоть капля милосердия, он должен обеспечить ей это лечение, — полагает еще один парламентарий от «Батькивщины» Сергей Пашинский. — Для этого не нужно принимать никаких дополнительных законов. Действующее законодательство не запрещает отправлять заключенных за рубеж. А что не запрещено, то разрешено, если есть решение медиков…
Однако украинские юристы придерживаются иного мнения.
— По действующему УК, кратковременные отпуска заключенным разрешаются только в случае смерти или тяжелой болезни родственников. Никаких другие причины отлучения из колонии не предусматриваются, даже тяжелая болезнь, — утверждает профессор Киевского университета Николай Хавронюк.
Парламентарии, как он считает, могли бы обсудить и принять решение о том, что в особо тяжелых случаях возможно длительное лечение за пределами исправительного учреждения. Оно открыло бы путь к обсуждению темы допустимости отправки в медицинских целях за границу. Для этого нужно будет внести изменения в «Закон о порядке выезда граждан Украины за пределы страны».
Хавронюк полагает, что беспочвенна и ведущаяся в украинских СМИ дискуссия о целесообразности срочного заключения соответствующих двусторонних договоров с другими странами, например, с Германией.
— Всё это ерунда. Аналогов таких договоров не существует в природе, и не следует их придумывать, — говорит он.
Хавронюк утверждает, что в рамках действующего законодательства для лечения Тимошенко за пределами Украины необходимо либо помилование президента, либо смягчение наказания хотя бы на один год, либо условно-досрочное освобождение. Что касается УДО, то сейчас оно невозможно, поскольку экс-премьер не отбыла две трети срока, что необходимо для подачи ходатайства, напомнил эксперт.