Nabucco оставили без газа

Проект трубопровода, раздражавший Россию, теперь вряд ли будет осуществлен
Константин Назаренко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Наталья Ренская

Международный консорциум компаний, разрабатывающих азербайджанское газовое месторождение «Шах-Дениз-2», сделал выбор в пользу Трансадриатического трубопровода (TAP). Таким образом, широко обсуждавшийся проект Nabucco остается практически без наполнения. TAP же пойдет через Турцию, северную Грецию и дальше в Италию. Ожидается, что газ из Азербайджана в Европу по нему начнет поступать в 2018 году.

Как Nabucco, так и TAP являются конкурентами российского «Южного потока», который планируется проложить от терминалов Новороссийска через Черное море в Западную Европу (запуск намечен на 2015 год). Евросоюз лоббировал строительство трубопроводов, альтернативных российскому, для того чтобы не зависеть целиком от поставок из РФ.

При этом максимальный объем прокачки газа через TAP — до 20 млрд кубометров, что составляет лишь порядка 5% от потребностей ЕС, ведь годовое потребление там составляет около 550 млрд кубометров. Так что этот проект может стать лишь символом уменьшения зависимости от голубого топлива из России.

— На первых порах Европа будет получать менее 10 млрд кубометров азербайджанского газа в год, еще около 6 млрд возьмет Турция, еще что-то заберут Болгария и Греция, — пояснил директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. — 10 млрд кубометров — не тот объем, который сможет значительно повлиять на расклады. Но, по мнению представителей ЕС, диверсификация приведет к некоторым послаблениям.

Многое зависит от будущего европейской экономики, считает Фейгин. Если она будет развиваться и возрастет число проектов, использующих газ, то говорить о снижении цен вряд ли стоит. Особенно, учитывая сравнительно небольшие объемы поставок через TAP. Но если нынешний спад не прекратится и потребление газа будет сокращаться, то конкуренция действительно вырастет.

В целом TAP России не конкурент. Но сам факт его существования под боком у «Южного потока», конечно, будет учитываться и может даже сыграть некую позитивную роль. Дело в том, что максимальный объем будущего российского газопровода — 63 млрд кубометров газа в год, но устаревшие мощности на территории РФ могут с этим не справиться. Если бы не было конкурентов, то наверняка на это закрыли бы глаза, но когда они появятся, то возможно, что-то и модернизируют.

— Нашей стране появление нового трубопровода пойдет только на пользу, — говорит директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев. — Чем выше конкуренция, тем больше стимулов развивать инфраструктуру, варьировать тарифную политику.

При этом, считает Бушуев, сам TAP на сегодняшний день — избыточный вариант, его полная мощность вряд ли будет законтрактована в условиях европейского экономического кризиса.

Между тем на рынке газа могут появиться новые продавцы. Если будет реализован план строительства Транскаспийского газопровода, о чем сейчас ведут переговоры Брюссель, Баку и Ашхабад, через ТАР может пойти кроме азербайджанского еще и туркменский газ.

А Британская геологическая служба заявила 27 июня, что, по предварительным данным, только на шельфе графства Ланкашир находится 5,7 трлн кубометров сланцевого газа. Правда, стоимость добычи пока не определена, однако европейцы работают на перспективу.