Суханов и Лопушанский нашли свою «Роль» в революционной России

Фильм об актере, перевоплотившемся в комдива, претендует на победу в 35-м Московском кинофестивале
Лариса Юсипова
Кадр из фильма «Роль»: kinopoisk.ru

Премьера фильма Константина Лопушанского «Роль» по времени пришлась на «экватор» фестиваля и действительно стала одним из центральных его моментов. История актера, который решил идти до конца и попробовать прожить жизнью другого человека не на сцене, а в реальности, наверное, могла бы произойти в любую эпоху, но написавшие сценарий Павел Финн и Константин Лопушанский поместили этот сюжет во времена гражданской войны, когда полутона отсутствуют, а шансы на трагический исход особенно велики.

Русский актер Евлахов (Максим Суханов), оказавшись после революции в безопасной и относительно благополучной Финляндии, ощущает апатию и томление духа, которые одной лишь тоской по родине не объяснишь. И постепенно у него вызревает план: назвавшись именем другого человека, красного командира Плотникова, вернуться в Россию, и попытаться сыграть роль комдива — в реальных обстоятельствах и в естественных декорациях.

Когда-то среди снегов и крови гражданской войны Плотников не стал расстреливать Евлахова, как две капли воды похожего на него. И теперь двойник хочет примерить на себя судьбу несостоявшегося палача.

Ценой неимоверных усилий он находит и приобретает архив и личные вещи своего «персонажа», нелегально переходит границу, приезжает в Петроград, встречается с боевыми друзьями Плотникова, которые считали комдива погибшим, но не против поверить в его счастливое воскресение.

Постепенно и, возможно, даже помимо воли самого Евлахова, зазор между исполнителем роли и персонажем всё более сокращается. Евлахов начинает думать, как Плотников, чувствовать, как Плотников, и даже видеть сны, которые могли присниться только красному командиру. Чужая судьба и чужие грехи пришлась ему впору, как чужая шинель.

И примерив на себя эту чужую судьбу, Евлахов осознает, что Плотников, даже если бы уцелел тогда, в бойне Гражданской, все равно обречен был на трагический исход. Как будто бы две России, разделенные баррикадами, взглянув друг на друга, поразились взаимному сходству и попытались друг друга понять.

С таким сюжетом «Роль» могла бы превратиться в умозрительное исследование на тему «творческая интеллигенция и революция», но Лопушанский делает историю очень чувственной. С экрана почти физически веет холодом петроградской зимы и отчаянием невозвратимых потерь. И Максим Суханов, спрятавший всю свою эксцентрику за почти неподвижным лицом персонажа, насыщает повествование потаенной и оттого еще более мощной энергией.

Выбор исполнителя роли Евлахова-Плотникова точен еще и потому, что Суханов-человек всю жизнь будто бы ставит эксперименты над Сухановым-профессионалом. Продолжатель актерской династии, чьи бабушки-дедушки в свое время связали жизнь с экспериментальным, ищущим новые пути театром, Суханов явно не подвергает сомнению возможность существования как ситуации, показанной в фильме, так и самого Евлахова с его фобиями, неврозами, тоской и желанием найти совершенную роль — роль всей своей жизни.

Фильм Лопушанского, при всем глубоком неприятии автором революции, хоть и сделан в модном формате «копродукция», родом не из Петербурга, а из Ленинграда, из старой ленфильмовской школы, и парадокс в том, что сегодня он смотрится не как ретро, а почти как новаторство.

Принимая поздравления после премьеры, продюсер Андрей Сигле говорил, что не знает, как воспримет «Роль» широкая публика. Это действительно вопрос. Но большой зал «Октября» был заполнен под завязку, и, несмотря на духоту, с показа почти никто не ушел.