В Зарядье создадут обзорные галереи

С их помощью, по словам и.о. главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, москвичи и туристы смогут наблюдать за строительством парка
Юлия Козленкова
Фото: РИА НОВОСТИ/Алексей Филиппов

На территории Зарядья появится информационный центр (инфобокс), где каждый желающий сможет ознакомиться с концепцией будущего парка, изучить проект и узнать историю этого места. Также планируется создать обзорные галереи: в определенное время желающих будут пускать на безопасные участки строительной площадки. Об этом «Известиям» рассказал и.о. главного архитектора Москвы Сергей Кузнецов.

Парк «Зарядье» — это уникальный проект: 13 га земли в самом центре столицы будут обустроены с нуля. В пользу «общественного пространства мирового уровня» город отказался от $1,3 млрд возможных инвестиций, во столько оценивается стоимость участка. Поэтому строительство центрального парка страны власти постараются сделать максимально открытым.

— У нас практически не сложилось среды современной архитектуры и общественных пространств мирового уровня, таких как в Лондоне, Нью-Йорке, Барселоне, — говорит Кузнецов. — Качество городской среды определяется суммой «архитектурных событий». Такие проекты, как парк «Зарядье», меняют вектор развития истории.

Кузнецов рассказал, что в ближайшее время будет готовится план временных мероприятий, самым главным из которых станет организация информационного павильона на период строительства.

— Там будет размещена текущая информация: презентация концепции парка, сведения об истории Зарядья, о команде архитекторов, — говорит Кузнецов. — Инфобокс будет открыт для всех, его материалы также будут в открытом доступе. Также на период строительства мы планируем создать обзорные галереи, чтобы люди привыкали к этому месту.

Кузнецов отметил, что время и место для посещений смотровых площадок нужно обсуждать отдельно, чтобы это было безопасно для посетителей и не мешало строительным работам.

И.о. директора НИиПИ Генплана Москвы Карима Нигматулина считает, что в информационном центре стоит разместить историческую информацию, а для работы с посетителями можно привлечь москвоведов.

— Эта территория очень богата своей историей, вокруг множество сохранившихся памятников архитектуры, поэтому рассказывать о Зарядье важно и нужно, — уверена Нигматулина.

Историк архитектуры и градостроительства Наталья Душкина рассказала, что информационные павильоны — это распространенная европейская практика. Там, как правило, можно подробно узнать о стратегиях развития и перспективах территории, о разных периодах истории того или иного места.

— Например, в Берлине такой временный центр работал на Потсдамской площади, а инфобокс Гумбольдта (Humboldtbox) существует и сейчас, — говорит эксперт. — Он расположен в самом центре города и посвящен Берлинскому дворцу, который скоро начнут восстанавливать.

По словам Душкиной, большинство людей почти ничего не знает об одном из самых интересных кварталов города, так как он был уничтожен еще в советское время. Поэтому по данному культурно-архитектурному слою нужно предоставить исчерпывающую информацию.

— Над подготовкой материалов должны работать историки, архитекторы, археологи и москвоведы, — считает Душкина. — Также всю информацию нужно дублировать на английском языке, эта площадка уже сейчас обладает большим туристическим потенциалом — всему миру интересно, что происходит на 13 га земли рядом с Кремлем.

Эксперт также добавила, что на время проведения конкурса и строительства площадку необходимо хотя бы частично открыть для посещений.

— Зону разрушений нужно минимизировать и оградить, а остальное расчистить и отдать городу: там есть смотровые площадки с потрясающими видами на Кремль и Замоскворечье, — говорит Душкина.

Спикер Гильдии маркетологов Олег Гвоздик полагает, что в процессе строительства жители должны иметь возможность вносить свои предложения, дополнения и коррективы в концепцию. Обратная связь позволит, с одной стороны, поддерживать интерес к площадке, а с другой — контролировать строительство.

— Процесс должен быть максимально открытым, жители должны оценить каждый этап строительства и обустройства парка, — уверен эксперт. — Ведь он создается для них, а не для чиновников.

Чтобы привлечь внимание к проекту небольшими средствами, полагает эксперт, можно объявить конкурс среди жителей на отдельные элементы концепции, создать группы для обсуждения в социальных сетях и поставить сити-форматы (рекламные конструкции) около площадки.

— «Контрольные экскурсии» на площадку можно делать как в реальном, так и в виртуальном пространстве, с помощью веб-камер, — полагает Гвоздик. — Такими визитами заинтересуются не только москвичи, но и туристы.

Экс-глава НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко полагает, что идея открытости и прозрачности может быть реализована только в том случае, если каждый желающий в любое время сможет посмотреть, как продвигаются работы.

— Если будут организованы экскурсии по записи, на них попадут только «нужные» люди, которые не выскажут негативного отношения к тому, что происходит на площадке, — считает эксперт. — Поэтому правильнее организовать смотровые площадки по периметру, доступ к которым будет открыт постоянно. Это дисциплинирует строителей.

Ткаченко добавил, что смотровые площадки или «смотровые окошки» в строительных ограждениях — это распространенная практика в развитых капиталистических странах. Они предусмотрены на всех объектах, строящихся на бюджетные средства.

Напомним, что вчера были объявлены финалисты конкурса на концепцию парка «Зарядье». Победителями второго этапа стали шесть команд: Diller Scorfidio + Renfro (США), Gustafson Porter (ВБ), MVRDV (Нидерланды), West 8 (Нидерланды), Turenscape (Китай), ТПО «Резерв» (Россия).