«Спящую красавицу» разбудили вампиры

Балет Чайковского в постановке Мэтью Боурна превратился в гламурную пародию на готический триллер
Марина Шимадина
Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

Топовым событием Чеховского фестиваля предсказуемо стали гастроли лондонской труппы «Нью Эдвенчерз» со «Спящей красавицей» Мэтью Боурна. Артисты дали в Москве семь представлений, но зал Театра Моссовета не смог вместить всех поклонников хореографа, пересказывающего доступным танцевальным языком балетные шедевры.

«Спящая красавица», поставленная к 25-летию коллектива в прошлом году, стала завершением трилогии Боурна по балетам Чайковского. Первым был гротескно-анилиновый «Щелкунчик», где главная героиня жила в сиротском приюте и попадала в мир сказки только во снах, вторым — знаменитое «Лебединое озеро», в котором танцевали только мужчины. «Спящая» тоже подверглась радикальным изменениям — и сюжетным, и музыкальным.

Боурн сконцентрировался на том, что после столетнего сна героиня проснулась совсем в другую эпоху, и чтобы временной скачок был заметнее, перенес действие из сказочного «давным-давно» поближе к современности. Принцесса Аврора рождается во времена королевы Виктории, как и балет Чайковского (1890), засыпает в царствование Эдварда, когда на идеальных газонах элегантные дамы и господа пьют кофе и играют в теннис, а просыпается в наши дни, за поросшим мхом забором с надписью «частная собственность», но фоне которого фотографируются туристы.

Для оживления интриги Боурн ввел новых действующих лиц и сумел дотянуть действие до самого финала. Если в классическом балете после пробуждения Авроры остается только долгий свадебный дивертисмент, то у Боурна именно здесь начинается настоящий экшн. Главного героя после поцелуя изолируют от принцессы, а ее заставляют выйти замуж за надменного сына феи Карабос, который намерен принести девушку в жертву на своей вампирской вечеринке.

Второй акт, сдобренный хорошей дозой иронии, очень напоминает мюзикл Романа Полански «Бал вампиров». Вампирами в итоге оказываются все: и добрый «фей», и возлюбленный Авроры, и она сама, и ее ребенок, в финале порхающий среди кулис. Боурн ставит пародию на готический триллер, попутно подтрунивая над сагой «Сумерки».

Вообще, юмор — главное достоинство этой дорогой и безумно красивой постановки. Вспомните, когда в последний раз вы смеялись в голос на балете? На «Спящей красавице» публика хохочет постоянно, начиная с того момента, когда на сцену выползает кукольный пупс — принцесса Аврора, убегающая от своих семи нянек. Но не только в забавных пантомимах, а и в самом танце Боурн находит возможность пошутить — приносящие дары феи с размаху бьются об пол, а принцесса неуклюже барахтается в объятиях садовника.

Собственно хореографией спектакль не блещет — танцы тут очень просты, лишены каких-либо технически сложных па и состоят из общих мест. Но не в них, как говорится, дело. Спектакли Боурна — это прежде всего шоу, идеальный энтертейнмент вроде мюзикла без слов, и не стоит их судить по меркам балета.

Другое дело, что его прежние опыты были куда смелее и радикальнее — взять хоть то же мужское «Лебединое» или страстную до неприличия «Car man» на музыку Бизе. В «Спящей» все идеально гладко, корректно и гламурно. Но зато публике нравится, с этим аргументом не поспоришь.