В российский прокат вышел фильм Джеймса ДеМонако «Судная ночь». В Штатах лента стартовала на неделю раньше России и в первые же дни стала кассовым рекордсменом, обогнав «Форсаж-6» и показав лучшие результаты, чем блокбастер «После нашей эры».
Бюджет «Судной ночи» составил всего $3 млн, смешную по голливудским меркам сумму, и окупился уже более чем вдесятеро. Причина успеха кроется, по всей видимости, в смелости и неоднозначности фабулы: на фоне очевидного кризиса сценарных идей в киноиндустрии это как глоток свежего воздуха. Кроме того, фильм затронул одну из самых болезненных проблем американского общества — учащающиеся вспышки массового насилия — и предложил взгляд на нее с необычной точки зрения.
Действие «Судной ночи» (оригинальное название The Purge можно перевести как «Чистка») разворачивается в недалеком будущем. В США принят закон, согласно которому одну ночь в году разрешается совершать любые насильственные действия, вплоть до убийства. Простые люди идут чинить суд над своими обидчиками или же просто незнакомыми гражданами. Ни полиция, ни врачи, ни прочие государственные организации в это не вмешиваются. Разработчики закона объясняют необходимость судной ночи потребностью нации хотя бы раз в год выпускать пар. Якобы это снижает преступность в остальные 364 дня практически до нуля. Противники же закона уверены, что он существует, чтобы избавляться от самых слабых и бедных граждан.
Семья Сэндинов явно не относится к числу беззащитных. У Джеймса (Итан Хоук) и Мэри (Лина Хиди) большой дом, оборудованный мощной охранной системой, и целый арсенал оружия. Поэтому Сэндины считают, что им нечего бояться. Однако с самого начала все идет не по плану. Сначала в доме оказывается возлюбленный 15-летней дочери Джеймса. Затем ее младший брат впускает в дом бедного негра, у которого нет возможности себя защитить от банды головорезов...
На первый взгляд «Судная ночь» — типичный триллер, действие которого разворачивается по всем канонам жанра. Американская семья, запертая ночью в своем большом доме, обороняется от нашествия злодеев. И с самого начала ясно, что помощи ждать неоткуда. Создатели фильма на полную катушку используют фирменные хоррор-приемы. Вот трясущаяся от страха Мэри крадется по темному дому с пистолетом, и вдруг мы видим, что за ее спиной стоит человек в жуткой маске и с топором. А вот ее дочка собирается спрятаться именно там, где притаился непрошеный гость. Таких моментов здесь много, сделаны они качественно и к месту, поэтому любителям пощекотать нервы фильм придется по душе.
Но за фасадом типичного ужастика скрываются вполне серьезные вопросы. Как много людей в стране, такой вроде бы цивилизованной и благополучной, могут совершить убийство? И сколько из них не совершает его только потому, что боится правосудия? Что толкает людей на насилие и как далеко они готовы зайти, защищая себя от грозящей опасности? Наконец, насколько искренни люди, которые окружают нас? И не вцепятся ли они нам в глотку при первом же удобном случае?
«Судная ночь», как ни странно, заставляет вспомнить фильм, в свое время возмутивший американцев: «Догвилль» Ларса фон Триера. Несмотря на совсем другой жанр и внешний антураж, датский режиссер смоделировал похожую ситуацию и вынес обществу аналогичный вердикт. Есть и еще одно сходство: как и Триер, создатели «Судной ночи» не предлагают никакого выхода, но лишь констатируют глубинные проблемы социума. Впрочем, точный диагноз врача тоже дорого стоит. И кассовые успехи «Судной ночи» — тому свидетельство.